Year: 1958 (CD Aug 21, 2006)
Label: Riverside Records (Europe), 0025218705424
Style: JazzCountry: Suffolk, Virginia, U.S. (September 16, 1925 - December 2, 1999)
Time: 41:30
Format: Flac Tracks 16/44,1 kHz
Size: 265 Mb
Charlie Lee Byrd (16 сентября 1925 - 2 декабря 1999) был известным и разносторонним джазовым гитаристом из Suffolk (штат Virginia), исполнявшим музыку в стилях: бразильский джаз, латиноамериканский джаз, босса-нова, боп...
Легенда гласит, что играть на гитаре он научился у отца-мандолиниста, а первые музыкальные впечатления получил, слушая безработных музыкантов, игравших в лавке отца в годы "Великой Депрессии". Впоследствии он получил техническое образование и сражался в рядах американской армии в Европе во время Второй мировой войны. С конца 40-х Чарли Бёрд профессионально выступал как джазовый гитарист - огромное впечатление на него произвела встреча во время армейском службы с игравшим для американских войск цыганским супергитаристом Джанго Рейнхардтом (Django Reinhardt), единственным европейцем, ещё до Второй мировой вошедшим в "первую лигу" джаза. В 1950 Чарли переехал в Вашингтон, чтобы получить образование по классической гитаре: его учителем стал легендарный Софоклес Папас (Sophocles Papas). А в 1954 г. Берд на время переехал в Испанию, чтобы брать уроки классической гитары у самого Андреса Сеговии (Andres Segovia), величайшего классического гитариста XX века. В начале 60-х Чарли Бёрд в числе других американских джазовых музыкантов серьёзно увлёкся бразильской музыкой, в первую очередь стилем босса-нова. Именно Бёрд наряду с тенор-саксофонистом Стэном Гетцем был среди тех, кто сделал босса-нову популярной с США и во всём мире. Совместная запись с Гетцем Jazz Samba и концертная запись трио Чарли Берда в нью-йоркском клубе Village Vanguard принадлежат к числу эпохальных работ в истории джаза. В начале 70-х Бёрд продолжал оставаться активным и уважаемым действующим лицом американской джазовой сцены, много путешествовал и увлекался парусным спортом - он владел 8-метровой парусной яхтой I'm Hip ("Я Клёвый"). За популяризацию бразильской музыки во всём мире правительство Бразилии в 1999 году наградило Чарли Бёрда званием "Рыцарь Риу-Бранку" (Knight of the Rio Branco).
По-видимому, это действительно редчайший случай, когда ученик и последователь великого классического гитариста Андреса Сеговии занимает почётное место во всех энциклопедиях джаза. Виртуоз испанской гитары Чарльз Л. Бёрд пользуется столь же высокой репутацией среди мирового джазового сообщества, как и среди любителей классики, музыки в духе фламенко или босса-новы.
Чарли Бёрд родился 16 сентября 1925 г. в г. Саффолке, штат Вирджиния, и стал заниматься музыкой с 10 лет под руководством своего отца, который тоже был гитаристом. Вначале он играл в школьных оркестрах на танцах, а после войны работал в профессиональных бэндах Джо Марсалы, Фредди Слэка и др. Чарли приобрёл определённую известность в кругу джазменов и перебрался в Нью-Йорк, его кумирами в значительной степени были тогда прославленные мастера джазовой гитары Чарли Кристиен и Джанго Рейнхардт, но в 1950 г. он перешёл на классическую гитару, а затем уехал в Сиену (Италия), где жил в то время Андрес Сеговия, и изучал с ним классику в течение целого года (1954).
1957-1959 гг. Чарли Бёрд провёл в вашингтонском клубе "Snowboat", где выступал соло и в группах, и показал, что на испанской гитаре также можно играть свинговый джаз. Весной 1959 г. он присоединился к биг-бэнду Вуди Германа, с которым работал на ангажементе в Нью-Йорке, и потом отправился с ним в турне, включавшее концерты в Англии и Саудовской Аравии. В том же году по анкетам джазовых критиков журнала "Down Beat" он был назван "новой звездой".
Используя поддержку госдепартамента, который тогда помогал организовывать поездки джазовых музыкантов в другие страны, в 1961 г. Чарли Бёрд со своим трио совершил гастроли по Латинской и Южной Америке, где открыл для себя и полюбил звучание босса-новы. Джазовые исполнители и композиторы в своём творчестве нередко обращались к музыке других культур и народов, поэтому к началу 1960-х гг. мировая эстрада стала поистине интернациональной. Ритм бразильской самбы в сочетании с джазовой импровизацией в стиле кул (т. е. джаз-самба) стал тогда исключительно популярен в США, а затем и на всей нашей планете, под названием "bossa nova" ("нечто новое"). Первым и наиболее талантливым автором в сфере босса-новы был бразилец Антонио Карлос Жобим (1927-1994), певец и гитарист, которому принадлежали такие привлекательные мелодии, как "Desafmado", "The Girl from Ipanema", "One Note Samba", "Corcovado", "Meditation", "No More Blues" и т. д.
Вернувшись домой, Чарли Бёрд предложил тенор-саксофонисту Стэну Гетцу записать совместно пластинку в этом новом стиле. На Гетца большое впечатление произвели темы босса-новы, которые Бёрд подобрал для этой сессии, включая лучшие произведения А. К. Жобима, и запись состоялась 13 февраля 1962 г. Альбом "Jazz Samba" был выпущен фирмой "Verve", и комбинация исключительно изящной, "куловой" импровизации Гетца наряду с гармонической и ритмической изобретательностью Бёрда не только принесла им большой артистический успех, но и явилась небывалым коммерческим хитом такой степени притягательности, что в течение недели мода на босса-нову охватила всю Америку, можно сказать, со скоростью лесного пожара лишь благодаря этой пластинке.
В дальнейшем Бёрд не раз обращался к босса-нове. Он посещал с концертами Европу (с ним выступали тенорист Зут Симс и пианист Лес Мак-Кэнн), часто появлялся в телевизионных шоу, завоевал несколько наград журнала "Down Beat" (в 1963-1966 гг.) как лучший гитарист, а в 1965 г. дал сольный концерт в Белом доме для президента Л. Джонсона. Неоднократно он принимал участие в знаменитом Ньюпортском джаз-фестивале в Нью-Йорке и гастролировал в Австралии в 1970-х гг. Это один из самых разносторонних музыкантов среди гитаристов, он может с равным успехом в одном и том же концерте исполнить джаз, классику и латиноамериканскую музыку.
Чарли Бёрд также обильно представлен в записях — на сегодняшний день вышло более 40 долгоиграющих альбомов под его собственным именем на самых разных фирмах ("Columbia", "Verve", "Concord" и т. п.). Иногда он записывается со своим младшим братом — басистом Джо Бёрдом, в основном предпочитая малые составы. Ему принадлежит и ряд собственных композиций ("Byrdman", "А Lotta Box" и др.), есть у него интересные диски, записанные вместе с другими гитаристами-ветеранами Хербом Эллисом и Барни Кесселом.
После "Джаз Самбы" пластинки Бёрда уже больше не поднимались на такую же высоту в различных "charts" и "polls", он больше не бывал "звездой" популярных хит-парадов, но все последние 30 лет продолжал активно участвовать в музыкальном бизнесе. В последующее время Чарли постоянно жил в Вашингтоне, где имел собственный клуб "Byrd Cage", и сохранял свою прежнюю лояльность ко всем музыкальным направлениям.
Умер Чарли Бёрд 3 декабря 1999 г. в Нью-Йорке.
(design.wikireading.ru/h2Qc0PDaKC)
Byrd's Word! is an early Charlie Byrd recording that finds the guitarist in a variety of settings. The idea seems to be showcasing Byrd with a number of friends, including valve trombonist Bobby Felder, tenor saxophonist Buck Hill, and pianist Tee Carson. Though there are really no bad cuts on the album, the content is so diverse -- acoustic trios, electric guitar with brass, and acoustic guitar with vocals -- that the album doesn't flow as a whole. "Byrd's Word" opens the album, with a big brassy sound, complete with Byrd cutting loose on electric guitar. On this cut, and even more so on "Bobby in Bassoonville," his electric guitar sounds derivative of Charlie Christian or Herb Ellis. The best material finds an acoustic Byrd already in his small combo niche, as on "Satin Doll," with bassist Keter Betts and drummer Eddlie Phyfe. On "Conversation Piece," Byrd and Betts perform an intimate, bluesy instrumental with lots of interplay. Two quiet cuts, "Blue Turning Grey Over You" and "Don't Explain," feature Ginny Byrd on vocals. These quiet songs, with her airy, pleasant vocals, backed only by Byrd's guitar, make for great listening. The variety of material and styles gives the impression that Byrd was experimenting, but even so, his experimentation was conservative. His electric playing looks back toward swing while his acoustic playing leans toward quieter ballads. The issue then is less about style than approach: To plug in or to not plug in, that is the question. Byrd's Word! may not be a great album, but it is certainly a good place to get a look at Byrd's early development.
(allmusic.com/album/byrds-word-mw0000105787?1659030660949)
01. Byrd's Word (05:31)
02. Blue Turning Grey Over You (02:55)
03. Bobby In Bassoonville (04:27)
04. Satin Doll (04:42)
05. Tri-X (04:32)
06. Conversation Piece (03:33)
07. What's New (04:15)
08. Stompin' At The Savoy (03:24)
09. Don't Explain (03:29)
10. Buck's Hill (04:36)
При желании можно посмотреть все мои публикации на сайте. Приятного прослушивания.
Жмём и смотрим (Click to see all of my posts)!Внимание! У Вас нет прав для просмотра скрытого текста.