Коттон Джеймс (р. 1 июля 1935, Туника, Миссисипи) — американский блюзовый певец, признанный виртуоз блюзовой губной гармоники. Джеймс Коттон развивает традицию чикагской школы игры на губной гармонике, сформировавшуюся под влиянием Санни Боя Уильямсона (Sonny Boy Williamson) и продолженную в творчестве Литл Уолтером (Little Walterom) и Биг Уолтером Хортоном (Big Walter Horton).
Родившийся в хлопковом регионе Юга США, Коттон с раннего детства был погружен в блюзовую музыку. Еженедельные радиоконцерты, которые вел Санни Бой Уильямсон в легендарной для истории блюза радиопрограмме King Biscuit Time, произвели столь сильное впечатление, что в возрасте девяти лет Коттон бежал из дома, добрался до города Хелена, откуда вещала радиостанция KFFA, разыскал Уильямсона и в течение шести лет был его учеником, по необходимости подменяя в его группе гитариста или барабанщика. С 16 лет жил в Мемфисе, работал в группе Хаулинг Вулфа (Howling Wolf), а затем с Уилли Никсом (Willie Nix) и Джуниором Паркером (Junior Parker). В 1953—54 сделал первые записи для фирмы Sun Сэма Филлипса (Sam Phillips). На этих записях Коттон предстает вокалистом с мощным сырым, грубым голосом и агрессивной энергетикой, однако вовсе не играет на губной гармонике. Соло Пэта Хэра (Pat Hare) на этих записях специалисты рассматривают как уникально раннее проявление рок-эстетики в игре на гитаре.
В 1955 вместе с Пэтом Хэром Коттон принимает приглашение в блюз-бэнд Мадди Уотерса (Muddy Waters) и переезжает в Чикаго. Соло Коттона звучат в нескольких признанных классикой блюза записях Мадди Уотерса, в том числе и на записи выступления 1960 на традиционном фолк-фестивале в Ньюпорте. Как солист или аккомпаниатор, Джеймс Коттон с конца 50-х годов много записывается и с другими чикагскими блюзменами: пианистом Отисом Спэнном (Otis Spann), гитаристом Джонни Янгом (Johnny Young) и др.
В 1966 организовал собственную группу; подписал контракт с фирмой Verve, для которой записал (при участии Майка Блумфилда как сопродюсера и гитариста) три альбома. Они демонстрируют не столько чикагский стиль, с которым к тому времени уже прочно ассоциировалось его имя, сколько мемфисский ритм-энд-блюзовый подход к исполнению блюза небольшим оркестром, в котором существенную роль исполняла свингующая группа медных под руководством известного саксофониста Джеймса Ф. «Жена» Барджа (James F. Gene Barge). Популярные американские рок-музыканты высоко ценили исполнительский стиль и свободную манеру ведения концертов Коттона, благодаря чему в конце 60-х годов он часто выступает в программе рок-фестивалей (Sky River
Rock Festival, Miami
Pop Festival) и открывает выступления рок-групп STEVE MILLER BAND, Джэнис Джоплин (Janis Joplin) и др.), гастролирует с GRATEFUL DEAD и др. Вместе с Уилли Диксоном (Willie Dixon) принимает участие в записи дебютного альбом Джонни Уинтера (Johnny Winter). В 70-х годах сотрудничал с рок-звездой Тоддом Рандгреном (Todd Randgren).
В 1974 записывает для независимой фирмы Buddah несколько альбомов, получивших высокую оценку критиков, но имевших ограниченный коммерческий успех. На протяжении 70-х годов Коттон постоянно гастролирует. В этот сложный для блюза период ему удается сохранить постоянный ансамбль, с которым часто выступают и в котором находят работу другие ветераны. Во второй половине 70-х годов Коттон вновь сотрудничает с Мадди Уотерсом и Джонни Уинтером.
Новый этап творчества Джеймса Коттона начинается с подписанием в 1984 контракта с чикагской блюзовой фирмой Alligator. Концертный альбом для этой фирмы, записанный в 1986, был номинирован на Grammy. Следующий альбом, также записанный на концерте, но в техасском клубе и для техасской независимой блюзовой фирмы Antones так же номинировался на Grammy. И очередную, третью номинацию принес следующий альбом, записанный для Alligator вместе с тремя другими мастерами губной гармоники чикагской школы: Джуниором Уэллсом (Junior Wells), Кареем Беллом (Carey Bell) и Билли Брэнчем (Billy Branch).
С открытием на Verve новой большой блюзовой программы, Коттон возвращается на эту фирму и в 1996 записывает поистине уникальный альбом, удостоенный Grammy, в котором «сырой и дикий» кантри-блюз подается в звучании изысканного, «салонного» джазового комбо. Кроме блюзового гитариста Джо Луиса Уокера (Joe Louis Walker), с которым Коттон особенно часто сотрудничает в 90-х годах, в записи этого альбома принимали участие джазовые музыканты: Чарли Хейден (Charlie Haden; контрабас) и Дейв Максвелл (Dave Maxwell; фортепиано).
Несмотря на то, что к концу 90-х годов у него возникли серьезные проблемы с голосом и ему пришлось перенести несколько хирургических операций на голосовых связках, Джеймс Коттон продолжает много и плодотворно выступать. Многолетний опыт концертных выступлений в элитных клубах Нью-Йорка и Парижа, может, и навел некоторый глянец на его искусство, но не изменил сути его блюза, рожденного в Дельте Миссисипи, закаленного в горячие годы в Мемфисе и прошедшего чикагскую выдержку.