Биография:
Ваан Арцруни (род. 5 декабря 1965 г.)
2000- по настоящее время основатель прогрессив-рок-проекта ARTSRUNI
2000-2004 президент “Naregatsi Art Institute”
2002 автор и ведущий тв-проекта “THIS IS OUR MOTHERLAND” “Monarch TV”, США
2000-2002 автор и ведущий еженедельного тв-проекта SABOTAGE на телеканале “A1+”
2000-2001 автор и ведущий еженедельного радио-проекта SABOTAGE на радио FM 107
1998-1999 автор и ведущий еженедельного радио-проекта VOX MUNDI на радио FM 107
1995, 1997-2001 автор и ведущий тв-проекта ART PROMO на телеканале “A1+”
1995-1997 офицер мед.службы Армянской Национальной Армии
1994-1996 автор идеи и арт-директор 4-ех музыкальных фестивалей “GAUDEAMUS”
1989-1994 Ереванская гос. Консерватория
1995 артист Академической гос.Капеллы Армении
1993-1994 артист хора “Айсмавурк”
1986-1992 солист и артист хора “Нарек”
1983-1991 Ереванский Медицинский институт
ПРОИЗВЕДЕНИЯ:
“Комитас. Десять Откровений” камерный вокально-инструментальный цикл на стихи Комитаса
Цикл песен на стихи Размика Давояна
Цикл песен на собственные стихи
“ETHNOPHONICA” симфоническая сюита
Цикл инструментальных пьесс для рок-группы и для рок-группы с симфоническим оркестром
“SACRED EPISODES” обработка Божественной Литургии Ассирийской Церкви Востока (для голоса, симфонического оркестра и большого хора)
“SACRED RITUALS” обработка церковных ритуалов Ассирийской Церкви Востока (для голоса, симфонического оркестра, большого хора и этнических инструментов)
“EAST-WEST barocco-folk project” цикл камерных произведений и обработок
ДИСКОГРАФИЯ:
Сольные аудио-альбомы, CD:
2008 “SACRED EPISODES”, США
2008 “SACRED RITUALS”, США
2007 “CRUSADE”, Россия
2006 “ASSYRIAN WAY”, США
2005 “The BEST of 1996-2002”, Россия
2002 “That’s All LIVE”, Армения
2002 “CRUZAID”, Франция
2002 “LIVE CUTS”, Франция
2002 “Комитас. Десять Откровений”, США
1998 “Это наша Родина”, Армения
1996 “ETHNOPHONICA”, Армения
1991 “Prologue”, Армения
Сольные DVD:
2004 “KOMITAS. TEN REVELATIONS”, Россия
При участии в аудио-альбомах, CD:
2007 “LIVE 2006-Артур Месчян”, США
2006 “LIVE 2005-Артур Месчян”, США
2003 “UN VOYAGE EN PROGRESSIF”, Франция
2001 “ARMENIA”, Австралия
1991 “Help you and they will help others”- Ваан Арцруни, Лилит Пипоян, Рубен Ахвердян, Армения
При участии в DVD:
2008 “LIVE 2005-2006 - Артур Месчян”, США
2006 “Месроп Маштоц-шараканы” Анна Маилян, Армения
САУНДТРЭКИ к документальным фильмам:
2008 “Дорогой судеб”-реж. А.Авдалян, Л.Якубова , США
2008 “Ассирийцы России”-реж. А.Авдалян, Л.Якубова , США
2006 “Ancestral home”-реж. А.Авдалян, Л.Якубова , США
2006 “Gates of the East”-реж. А.Авдалян, Л.Якубова , США
2005 “Second Homeland”-реж. А.Авдалян, Л.Якубова , США
2005 “Забытая страница одного народа”-реж. А.Авдалян, Л.Якубова , США
1997 “Idea Fix”-реж. Л.Геворкян, Армения
1996 “Spirit of War”-реж. В.Арцруни, Армения
САУНДТРЭКИ к анимационным фильмам:
2008 “Мумми Тролль”- реж. Н.Мурадян, Армения
2005 “Все в прошлом”- реж. Н.Мурадян, Армения
2004 “Дорога” - реж. Н.Мурадян, Армения
САУНДТРЭК к театральному спектаклю:
2008 “Книга цветения” по рассказу Д.Демирчяна (реж. Ж.Дадасян). Государственньй теарт Пантомимы, Армения
УЧАСТИЕ В ХУДОЖЕСТВЕННЫХ АКЦИЯХ И ВЫСТАВКАХ:
2008 “Неосвоенные уроки” художественная выставка с участием А.Зулумяна и Н.Золян (куратор Л.Саркисян). Государственный музей современного искусства Армении
2001 “Фото-оргазм для камерного оркестра” акция с участием К.Азизяна (фото-химический перформанс) и камерного оркестра (п/у Д.Арутюняна). НПАК- центр экспериментального искусства, Армения
1999 “Химический дождь” акция с участием К.Азизяна (фото-химический перформанс), В.Арцруни (электро-гитара), А.Маилян (вокал), Г.Чобаняна (пантомима), Л Ахвердяна (ударные). “HAY-ART центр”, Армения
ПЕЧАТНЫЕ ИЗДАНИЯ:
2004 “Осколок” - сборник стихотворений Комитаса (в ред. А.Морикяна)
ОЦЕНКА:
2008 Апостольское благословение Патриарха-Католикоса Ассирийской Церкви Востока Мардинхи IV за обработку духовно-музыкального наследия Ассирийской Церкви Востока
2007 Цикл “ Комитас. Десять Откровений” включен в государственную программу предмета “Музыка” общеобразовательной средней школы с 4 по7 классы
2006 “Дорога”- Лучший саундтрэк к анимационному фильму, Международный фестиваль анимационного фильмов “Анимаевка”, Могилев, Белорусь
Национальные Музыкальные премии:
2004 Лучший нацональный альтернативный Альбом, США - “Komitas.Ten Revelations”
2004 Лучший кавер-дизайн, США - “Komitas.Ten Revelations”
2003 Альбом Года, Армения - “Komitas.Ten Revelations”
2002 “CRUZAID” в десятке лучших прогрессивных проектов “MUSEA records” 2002 года “UN VOYAGE EN PROGRESSIF”, Франция
Интервью с Vahan Artsruni:
Есть альбомы, которые оставляют след не только в памяти, но и в душе слушателя. Когда слова превращаются в краски, которыми можно разукрасить образы, создаваемые при помощи музыки. К подобным творениям, вне всякого сомнения, можно отнести и монументальное музыкальное полотно ‘Komitas. Ten Revelations’, принадлежащее перу современного армянского музыканта и композитора Ваана Арцруни. Великолепные мелодии, проникновенный женский и мужской вокалы, классические инструменты, акустическая гитара, стихи великого армянского композитора Комитаса, детский хор – вот лишь немногое из того, что представляет слушателю ‘Komitas. Ten Revelations’ . Совсем не удивительно, что на родине этот альбом получил Национальную премию за лучший альбом 2003 года. Также логично и появление этого интервью с Вааном Арцруни, в котором русский слушатель получает великолепную возможность прикоснуться к творчеству этого неординарного музыканта.
Сделать это непросто – творчество Арцруни многогранно. Мы же обратим внимание на те грани, которые в наибольшей мере подходят тематике нашего журнала, а именно: прогрессив-фолковой группе ARTSRUNI и упоминавшемуся ранее альбому ‘Komitas. Ten Revelations’.
Но, как и всегда, всё начинается со знакомства.
– Мы долго думали, с чего начать интервью, и ничего лучше вопроса о том, что оказало на Вас наибольшее влияние в детстве и юности, не придумали. Так с чего же началось Ваше увлечение музыкой (насколько я понимаю, у Вас так же есть и вполне “не музыкальная” профессия – Вы окончили медицинский институт), и благодаря кому (или чему) Вам удалось добиться таких впечатляющих результатов?
“Как и у многих музыкантов моего поколения, увлечение музыкой началось с гитары и с Битлз. Нот и табулатур, естественно, было недостать – поэтому всё приходилось “снимать” на слух. По существу это и было моей школой – начального музыкального образования я не имею. А высшее консерваторское образование я получил по окончании медицинского.
Можно сказать, что параллельно с интересом к року я воспитал в себе интерес к армянской этнической и духовной музыке. Пел 6 лет в мужском хоре “Нарек” и даже работал год в Государственной капелле Армении. Но поворотным в своей судьбе музыканта считаю знакомство, а в дальнейшем и дружбу, с легендарным армянским певцом и композитором Артуром Месчяном, основателем группы “Апостолы”.”
– Вы принимали участие во многих проектах, связанных с музыкой – не только в качестве музыканта, но и в качестве организатора рок-фестивалей. Расскажите, пожалуйста, о наиболее значимых проектах прошлого, а также о том, что занимает Ваше внимание и время сегодня.
“Когда ты вынужден заниматься организацией концертов в системе, исключающей саму эту возможность, а часто противостоящей и мешающей этому, приобретаешь поневоле определённый навык. Видимо, в силу этого мне и удалось “протащить” проект рок-фестиваля “Гаудеамус” через одну из международных организаций, действовавшей в Армении в середине 90-ых. Это было послевоенное время в моей стране, заблокированной с четырёх сторон, в условиях отсутствия электричества и утраты какого бы то ни было общественного интереса к культурным событиям. Это и натолкнуло меня на мысль ориентировать фестиваль на наиболее активную часть молодёжи – студенчество, и все четыре фестиваля с 1994 по 1996 гг. в основном проходили в залах и аудиториях практически всех ВУЗ-ов Еревана. Если бы меня не призвали тогда на службу в Национальную армию, думаю, мы бы вышли на хороший международный уровень – на последний из этих фестивалей нам удалось пригласить “Крематорий” Армена Григоряна.
На сегодняшний день организационная деятельность не очень меня привлекает в силу занятости собственными проектами”.
– Как бы Вы сами охарактеризовали музыку, которую исполняете сольно, в сопровождении оркестра или хора, в составе группы ARTSRUNI, чтобы наши читатели, никогда не прикасавшиеся к Вашему творчеству, смогли получить о ней представление?
“Вообще мне самому сложно квалифицировать собственную музыку. Просто могу сказать, что я работаю на протяжении последних 20 лет в направлении авторской песни, камерной инструментальной и хоровой музыки, прогрессивной музыки и симфо-рока. Хотя лет 10 назад я “согрешил” и в области электронной музыки, создав альбом ‘Этнофоника или Арийский Круг’ – теперь это называют “world music”. Словом, сам стараюсь не вгонять себя в какой-либо из “измов”, это дело критиков”.
– Кем Вы себя больше ощущаете: рок музыкантом или бардом?
“Если быть до конца откровенным, сейчас я ощущаю себя очень капризным, очень знаменитым современным армянским композитором!
А если серьёзно, то просто музыкантом, исполняющим свою музыку”.
– Как Вы относитесь к религии, влияют ли как-нибудь религиозные взгляды на Ваше творчество?
“Я религиозный человек, но, думаю, не очень последовательный христианин всуе. Слишком много страстей вокруг”.
– Нет ли у Вас такого ощущения, что на каком-то этапе творческой деятельности Ваш талант полностью раскрылся, или же Вы до сих пор пребываете “в поиске”?
“Самое страшное – иметь время оглядываться назад и выражать суждения о себе, разделять творчество на этапы, вехи и прочую белиберду. Слава Богу, мне всегда есть чем себя занять в музыке. Можете назвать это поиском, а можно просто сказать, что я постоянно в работе”.
– Некоторые из Ваших альбомов, включая DVD, были выпущены Naregatsi Art Institute. Что это за организация, с какой целью она была создана?
“Naregatsi Art Institute – общественная организация, созданная при моём непосредственном участии в 2000 году. До последнего времени мы занимались организацией концертов и выставок в Армении и США, издательской деятельностью и выпуском аудио- и видеопродукции. Теперь в Ереване (а скоро и в Шуши (Нагорный Карабах)) открыты культурные центры Naregatsi Art Institute, включающие в себя концертные и выставочные залы, студии звукозаписи, собственные издательские комплексы и мидийные системы. Мои два проекта ‘Komitas. Ten Revelations’ (CD и DVD) были поддержаны институтом и удостоились уже трёх Национальных Музыкальных Премий 2003 и 2004 гг. в Армении и США”.
– Много ли Вы путешествуете, какие страны Вам нравится посещать больше остальных? Что больше всего привлекает Ваше внимание, когда Вы находитесь в чужой стране? Расскажите о Вашем самом необычном опыте концертных выступлений за границей.
“В основном мне приходилось гастролировать в разных городах США, России, Ливана и Франции. Больше всего и в первую очередь меня привлекают музеи.
Самый необычный опыт связан опять же с Артуром Месчяном, по приглашению которого я участвовал в концерте в Kodak Theatre, в Голливуде. А самым поразительным было впечатление от чёткой организации труда в этом зале. Там я понял, что есть места, в которых вся команда играет только “в твои ворота”.”
– Материал для ‘Komitas. Ten Revelations’ Вы начали писать в 17 лет, в то время как сам альбом увидел свет только 20 лет спустя. Расскажите, пожалуйста, какой период времени оказался самым плодотворным в плане написания нового материала, или же все песни, как хорошее вино, выдерживались в течение этих двадцати лет, и только 2 года назад Вам удалось реализовать их на ‘Komitas. Ten Revelations’?
“Действительно, только лишь три года назад удалось собрать необходимый состав исполнителей и создать возможности для качественной записи музыки. Самым же плодотворным и результативным я считаю период записи, мастеринга и оформления альбома... Это было самым счастливым моим временем”.
– Как происходила запись альбома ‘Komitas. Ten Revelations’? В какой студии Вы его записывали, сколько времени на это ушло, какие музыканты приняли участие в работе по его созданию?
“Поначалу я стал писать квартет в студии Союза Композиторов Армении. Потом понял, что эта “студийная работа” больше раздражает и нервирует в силу постоянного присутствия там каких-то людей. Словом, я создал домашнюю студию, и весь остальной материал (включая хор) был дописан и смикширован в моей гостиной. На это ушло два года.
В проекте участвуют такие музыканты как: Анна Маилян – сопрано, теперь уже руководитель всемирно известного фольклорного ансамxxx “Мастера”, Наира Абрамян – сопрано, ныне солистка Парижской оперы, Геворг Дабагян – дудук, солист и основатель известнейшего ансамxxx “Шогакн”, Меружан Тер-Минасян – валторна, солист Национального Филармонического оркестра, детский хор “Шогакат” Св. Эчмиадзина – руководитель Карине Езекян. Оркестровку осуществил теперь уже профессор университета Галле – Давид Драмбян. В графическом оформлении альбома неоценимую роль сыграл знаменитый канадский скульптор и художник Арто Чакмакчян. Не буду продолжать весь этот список, легче приобрести альбом и вычитать всю информацию оттуда”.
– Не могли бы Вы рассказать нашим читателям о Комитасе, стихи которого были использованы в качестве лирики песен, и почему альбом получил название “10 откровений”?
“Для меня самого было большим откровением узнать Комитаса – великого армянского композитора, этнографа, дирижера, теоретика и собирателя народной и духовной музыки, как поэта. В национальном самосознании армян творчество и деятельность Комитаса сыграли и играют одну из ключевых ролей. Вся академическая музыка конца 19-го и всего 20-го века базируется на принципах, открытых Комитасом в области национального музыкознания.
Может быть, именно в силу этого его лирика осталась в тени его же музыки. Последнее издание сборника его стихов датируется 1969 годом, именно оттуда я и взял десять стихотворений, на которые написал музыку и объединил в цикл “Откровений”. Кстати, при поддержке Дмитрия Левоняна (с кем мы издали DVD в нынешнем году) мы издаем новый сборник стихов Комитаса “Осколок” и посвящаем его 135-летию со дня рождения великого композитора”.
– О чём поэзия Комитаса?
“В тематическом плане она о природе вещей, о человеческих чувствах и привязанностях, о душе. По форме же она очень близка танкам, такая же импрессионистичная, прозрачная и лиричная. Кстати, все наши попытки осуществить адекватный перевод на какой бы то ни было язык совершенно неудовлетворительны, на мой взгляд, не в состоянии передать того тонкого, неуловимого драматизма и жизненности, свойственной всему творчеству Комитаса”.
– Чем в наибольшей степени проникнута армянская народная культура? Насколько сильно армянское культурное наследие повлияло на формирование Ваших музыкальных пристрастий и мировоззрения в настоящее время?
“В силу исторического пути вообще вся армянская культура пропитана глубоким трагизмом и созерцательностью. Я имею в виду действительно народную и духовную музыку, не имеющую ничего общего с общедоступным суррогатным месивом, которым представлена современная субкультура.
Не могу сказать, что народная музыка сыграла очень уж большую роль в формировании моих личных пристрастий. В этом смысле я всё же базируюсь на ценностях, относящихся больше к армянской духовной музыкальной ладовой традиции”.
– Каждая композиция альбома ‘Komitas. Ten Revelations’ начинается и заканчивается звуками дождя, грозы, щебетанием птиц. Заключена ли в них какая-нибудь концепция?
“Да, дождь играет определённую символическую роль в альбоме, являясь проводником идеи очищения. Именно в силу этого в самом конце альбома в звуке дождя слышен голос самого Комитаса”.
– Расскажите, пожалуйста, о DVD ‘Komitas. Ten Revelations’. Какой концерт стал основой этого DVD, и чем Вы можете объяснить практически полное отсутствие на нём бонусов?
“В прошлом году, в ночь с 26-го на 27-е сентября, Национальное Телевидение Армении вышло на сателитное вещание (72 страны). Это событие было решено отметить символическим концертом в прямом эфире с живым звуком. В силу удивительного стечения обстоятельств этот день совпал с днём рождения Комитаса.
Я получил приглашение от руководства ТВ, и концерт состоялся. Так как на это были брошены абсолютно все силы и средства телевидения, моё собственное оборудование, все студийные возможности N.A.I., результат получился достаточно качественным для последующего издания DVD альбома.
В силу самодостаточности концерта я и решил ограничиться только лишь трёхминутным прологом, и больше никакой добавочной информации. Мне хочется надеяться, что музыка должна говорить сама за себя”.
– В рецензии на DVD ‘Komitas. Ten Revelations’ в нашем журнале при описании Вашей музыки были проведены параллели с творчеством таких групп, как Empyrium или Nest. Говорят ли Вам что-нибудь названия этих коллективов? Следите ли Вы за современной музыкальной рок- фолк- сценой, и новые альбомы каких групп произвели на Вас наибольшее впечатление за последние полгода?
“Должен к своему стыду признать, что особенно в последние годы совершенно не слушаю “чужой” музыки. Музыканты хорошо поймут меня, так как, когда ты в работе, всякая другая информация раздражает и нервирует, не воспринимается в полном объёме. А наибольшее впечатление на меня произвел инструментальный альбом Dream Theater при участии Тонни Левина (по всей видимости, речь идёт о Liquid Tension Experiment – прим. KIDd)”.
– Расскажите, пожалуйста, когда у Вас впервые появилась идея сформировать группу ARTSRUNI, и почему в качестве исполняемой музыки был выбран рок с очевидным влиянием прогрессива и фолка?
“Идея собрать группу всегда витала в воздухе, удалось же создать состав в 2002 году, после ряда симфо-роковых исполнений, осуществлённых с Национальным Филармоническим оркестром Армении. К тому времени у меня скопилось определённое количество инструментальных пьес, которые мы и стали исполнять рок-группой. Так собственно и родился проект ARTSRUNI. Вопроса выбора направления или стиля вообще не было – мы продолжали играть мою музыку, но в рамках данного состава музыкантов. Вообще, слово “прогрессив”, было впервые произнесено западными музыкальными критиками”.
– Первым релизом ARTSRUNI стал концертник ‘The Lost And Found’. Чуть позже свет увидели ещё два альбома, также концертные: ‘Live Cuts’ и ‘That’s All Live’. В результате получается, что студийный альбом ‘Cruzaid’, выпущенный после двух концертных, содержал песни, которые многим были уже хорошо знакомы. Почему была выбрана такая последовательность в представлении материала публике?
“Наш выход на международную арену состоялся благодаря тому, что мы стали рассылать наши концертные CD-R по разным адресам – собственно, так и родились все три демо-альбома. Затем заинтересовавшаяся фирма-производитель предложила нам выпустить один из этих альбомов как концертник, а также записать студийную версию с небольшими изменениями”.
– Альбомы ARTSRUNI выпущены французским лейблом Musea Records. Как Вы вышли на этот лейбл, довольны ли Вы поддержкой и дистрибуцией, которую он обеспечил Вашим релизам?
“Первые рецензии на наши CD-R появились в очень престижных изданиях Великобритании и Скандинавских стран, это, по всей видимости, и привлекло внимание Musea Records с последующим предложением выпустить сразу два альбома в 2002 г. Благодаря этому о нас пишут до сих пор практически во всех прогрессивных изданиях и энциклопедиях от Соединённых Штатов до Казахстана. В этом смысле оба наших проекта играют исключительную рекламную роль... Не более”.
– Музыка ARTSRUNI в большей степени инструментальная. И притом, что практически все отмечают немаловажную роль, которую в восприятии музыки играет вокал, на записях ему предоставлено довольно мало места. С чем это связано?
“Я думаю, что вокальная музыка достаточно хорошо представлена на остальных моих альбомах. Если быть честным до конца, то прогрессив мне вообще больше по душе без вокала”.
– Насколько сложно исполнять такую музыку на концертах?
“Никогда не задавался таким вопросом. Мне кажется, хорошо играть музыку всегда непросто”.
– Планируется ли запись нового студийного альбома ARTSRUNI? На каком лейбле он, скорее всего, выйдет?
“Сейчас в записи третий проект прогрессивной музыки, и ещё один песенный альбом. Насчёт лейбла пока никаких мыслей нет”.
– Стоит ли в будущем ждать DVD релизов от группы ARTSRUNI?
“28 мая 2004 года, на том же Национальном Телевидении состоялся наш концерт, опять же в прямом эфире. Но материал всё ещё в сведении, если он мне понравится, то, думаю, в 2005 мы его издадим в формате DVD”.
– В начале этого года Вы приезжали в Москву с единственным концертом. Какие впечатления у Вас остались от того выступления? Какие у Вас концертные планы на будущее? Фигурирует ли в них Россия?
“Я приехал по приглашению певицы и композитора Елены Фроловой для участия в концерте русской и армянской песенной поэзии. Концерт был прекрасно организован в Театре Поэзии и Музыки под руководством Елены Камбуровой. Был ещё концерт в Нижнем.
Всякое общение с интеллигентным, тонко чувствующим зрительным залом даёт большое эмоциональное удовлетворение, особенно, когда речь идет о русском культурном зрителе.
Концертные планы больше связаны с США и Европой. Как то не странно, достаточно многочисленная армянская община Москвы не обладает тем уровнем заинтересованности во мне как артисте, которым определяется отношение ко мне моих русских друзей”.
– Несколько слов нашим читателям в заключение этого интервью.
“Очень надеюсь, что придёт день, когда не только написанным словом, но и звучащей музыкой, я смогу поделиться с вами”.
Алексей "KIDd" КУЗОВЛЕВ, Анна БАБИЧЕВА.
Тёплые слова благодарности в адрес Елены Арцруни за помощь в организации интервью.