Filareth 13.11.2006, 17:08
В роковой музыке, когда какое-то новое веяние оформляется в самосоятельный жанр, появляются и тут же лопаются, подобно мыльным пузырям, группы-однодневки. И после мощной, но кратковременной волны энтузиазма интерес к жанру понемногу иссякает, появляются всяческие "пост-" и "нео-", а в жанре остаются не скажу - самые талантливые, а скорее, самые стойкие, везучие и пронырливые. Их-то мы и называем "столпами" и "титанами".
Тем, кому повезло меньше - довольствуются сравнениями с "титанами". Самые же "невезучие", кто был потоплен пучиной нахлынувшей конкуренции, пребывают в практически полном забвении, живя малой известностью в очень узких кругах, грозящей превратиться со временем в книжную пыль энциклопедий.
На рубеже 60-х/70-х годов во время бурного развития новых для роковой музыки жанров, получивших обобщенное название "прогрессивный рок", в большом количестве плодились коллективы, выступающие под флагом новомодного течения: кто-то обретал творческую свободу, перейдя в прог-рок из психоделии, кто-то приходил из джазовой среды, были выходцы и из академических кругов. Так или иначе, но переход в прог-рокеры носил массовый, почти эпидемический характер. Реакция со стороны звукозаписывающих лейблов, весьма чутко реагирующих на изменения в творческом климате, последовала тут же. Стали появляться специальные отделения, предназначенные для выпуска альбомов "прогрессивных" исполнителей. Decca открыла известный всем Deram, EMI - подразделение Harvest, ну а мегагигант Phonogram основал Vertigo.
В 70-71-х годах на подобных лейблах было записано несметное количество альбомов, едва разошедшихся тысячным, а то и более мелким тиражом. В частности, дебютный (и единcтвенный) альбом Fuzzy Duck был продан в количестве около сотни штук, а единственный диск Dr.Z - и того меньше. И это тем более обидно, что коллективы в массе своей состояли из очень талантливых музыкантов и композиторов, обладающих незаурядными способностями и хорошим вкусом.
Однако, из всего сонма групп-однодневок, выпустивших за всю свою, как правило, двух-трехлетнюю историю не больше двух дисков, я искренне жалею только о двух коллективах: Cressida и Affinity. Безусловно, и прочие группы тех времен, будь то Blossom Toes или Catapilla, имели заслуженное право на долгую карьеру, и еще не известно, как бы выглядел мир "титанов", если б Фрипп(?) не ушел в ELP вместе с Лейком, а Демис Руссос не подался в поп-исполнители. Однако, именно Cressida и Affinity лично для меня остаются наглядным примером так и нереализованного (вернее, недореализованного) колоссального творческого потенциала.
О "Крессиде" я расскажу позже, а сейчас хотелось остановиться на другом весьма своебразном британском коллективе - Affinity.
Группа, существовавшая еще с психоделической эры, была порождена блюзовым бумом в Англии, ярчайшими представителями которого среди прочих были Fleetwood Mac, Ten Years After, Cream, и, между прочим, Jethro Tull. Тем не менее, новый коллектив, состав которого, помимо неординарных способностей каждого из исполнителей, отличался присутствием басистки, достаточно быстро уловил прогрессивные тенденции в роковой музыке тех времен и начал активно смешивать джаз, фолк и хард-рок и на блюзовой основе. Получившаяся смесь - нечто среднее между американскими героями-психоделистами Jefferson Airplane и ранними кентерберийцами навроде Caravan и Egg, тем не менее, выглядела едва ли не привлекательнее перечисленных "первоисточников", что блестяще подтвердил вышедший в начале 1970-го года на Vertigo сингл "Eli's Coming”/”United States Of Mind", а чуть позже и одноименный с группой дебютный альбом.
"Affinity", 1970
Группе было, чем похвастаться. В стандартной для тех времен роковой пятичленной раскладке ударные-гитара-бас-клавиши-вокал выделялся, прежде всего, выдающийся, харизматичный вокал Линды Хойл. Своеобразный голос Линды критики сравнивали и с Джулией Дрисколл (Julia Driscoll из Oblivion Express), и с Грейс Слик из Jefferson Airplane. Однако, по своему артистизму и многобразию тембров Линда ничем не уступала, а может, даже превосходила своих более знаменитых коллег. Ее разнообразный вокал вобрал в себя и экспрессивность Сони Кристины из Curved Air, и утонченность Сэнди Дэнни, и экстравагантность Шер.
Из музыкантов Affinity выделялся, прежде всего, клавишник Линтон Нейфф, который своей разнообразной и очень искусной игрой, напоминающей то знаменитых клавишников кентерберийской сцены Дэвида Стьюарта, Стива Миллера или Майка Рэтлиджа, то хард-роковых органистов на манер Джона Лорда, фактически определил уникальное звучание группы. На альбоме группы тонкие органные атмосферные текстуры Нейффа перемежаются с неистовыми и протяженными соло, а клавесинные переборы - с меллотронными пассажами.
Басистка Мо Фостер и ударник Грант Серпелл составили очень грамотную и изобретательную ритм-секцию. Синкопы и уместные сбивки, сопровождаемые пульсирующей басовой линией, создающей контрапункт к основной мелодии - все это на протяжении альбома выглядит очень эффектно и подтверждает несомненный талант музыкантов.
Джаз-роковый гитарист Майк Джопп, отдав солирование на альбоме на откуп клавишнику, тем не менее удачно дополняет общую звуковую палитру альбома своими риффами и мелодичными переборами, а на "Three Sisters" можно услышать редкое, но великолепное гитарное соло.
Сам альбом, содержащий, наряду с оригинальными творениями коллектива, 11-минутную обработку дилановской "All Along The Watchtower", продемонстрировал и тягу группы к стилистическому ранообразию: джаз-роковая "Night Flight" соседствует с меланхоличным фолком "Mister Joy"; здесь есть величественная "атмосферная" баллада "I Wonder If I Care As Much", и напористая "I Am And So Are You" с эффектно звучащими медными духовыми.
К сожалению, после выхода альбома группа приказала долго жить. В 1971-м году Линда Хойл выпустила там же, на Vertigo свой единственный сольный альбом "Pieces Of Mine". Примечательно, что в качестве аккомпанирующего состава для Хойл выступила группа Nucleus, а часть материала для альбома написал никто иной, как Карл Дженкинс, которому через каких-то два года суждено будет стать "мозгом" Soft Machine. На альбоме, во многом напоминающем диск Affinity, представлена добротная смесь блюза, фолка и соул - стилей, как нельзя лучше подходящих для своеобразного голоса Хойл.
"Pieces Of Me", 1971
Остальные члены группы Affinity после ее распада продолжили свою музыкальную карьеру преимущественно как сессионые музыканты.
К сожалению, ничего не известно о том, существуют ли концертные записи группы - ведь, группа выступала и "живьем". Нет сведений и о возможных архивных материалах, не вошедших в альбом. И таким образом все официальное творческое наследие Affinity вместилось на один компакт-диск, изданный в 1993-м году фирмой Repertoire и переизданный в России в 2001-м по "лицензии" ведущей конторой по археологическим раскопкам и нафталину в лице "Азия Рекордз".
Для всех любителей "прогрессивного" рока, почитателей британского джаз-рока, да и просто людям, умеющих ценить артистичный женский вокал и неравнодушных к оригинальной и разнообразной музыке, я всячески рекомендую ознакомиться с работами Affinity.
Внимание! У Вас нет прав для просмотра скрытого текста.