Year: 1975 (CD 1998)
Label: EMI Records (UK), 7243 5 66899 2 3
Style: ClassicalCountry: London, United Kingdom
Time: 62:43
Format: Flac Tracks 16/44,1 kHz
Size: 311 Mb
Карл Орф, "Carmina Burana"... Загадочное произведение, единственное в своём роде. Редко исполняемое в концертах (по причине масштабности и нетривиальности - не всякий коллектив потянет), но известное практически каждому, хотя бы по гомеопатическим вкраплениям в один из альбомов "The DOORS", коротким цитатам в "Энигме" и многочисленным использованиям в кинофильмах и рекламных роликах (в частности, в известной рекламе фирмы "Партия"). Немудрено - перед нами музыка, обладающая потрясающей силой воздействия.
В 1935-м году немецкому композитору Карлу Орфу попало в руки старинное (1847 года) издание рукописного поэтического сборника XIII века "Carmina Burana", найденного в одном из Баварских монастырей. В сборнике оказались как сочинения забытых гениев своего времени, так и стихоплётства вагантов, крестьян, ремесленников... Монашеские философские изыскания ничтоже сумняшеся соседствовали с описанием разухабистых застолий, любовных утех и странных картинных образов в стиле Иеронима Босха. В этом на первый взгляд бессистемном сочетании Орф увидел воплощение вечных вопросов человечества: что есть жизнь? смерть? судьба?
Внимательно изучив сборник, К. Орф нацелился на создание огромной оратории о будущем Земли в средневековом понимании, в которой фрагменты древних песнопений сливались бы с мелодикой и ритмически акцентированными гармониями.
Оратории не получилось. То ли не смог Орф увязать прочитанное в единый сюжет (одно из необходимых условий технологии ораториального жанра), то ли поменял идею в процессе сочинения - нам с вами этого знать не дано. Но то, что осенью 1936-го вышло из-под пера мастера, оказалось ближе, скорее, к философской кантате, но с элементами... балета. Впрочем, последний параметр вряд ли возможно оценить на слух, так что будет лучше вынести его за скобки. Во всяком случае, в рамках этой рецензии.
Итак, кантата для хора, оркестра и трёх солистов "Carmina Burana" была окончена в Германии в 1936 году, а поставлена в блаженной памяти 1937-м. Исполнение произвело фурор. Споры по поводу этого "pezzo di musica" не утихают и по сей день - слишком много загадок несёт сочетание средневековых текстов на латинском и немецком языках с "энергетической" музыкой Карла Орфа. Интересно, что сам Орф не любил высказываться по поводу именно этого своего сочинения. Вероятно, оно значило для него нечто большее, чем, скажем, опера "Умница" или кантата "Catulli Carmina" со знаменитым хором "Odi et amo" ("Люблю и ненавижу") - об этих произведениях маэстро распространялся весьма охотно.
Что только музыковеды разных школ не говорили по поводу "самого загадочного произведения Карла Орфа"! Пожилой препод, читавший в нашей группе курс музыкологии, утверждал, например, что "Carmina Burana" - наиболее законченный прототип традиций современного рока. Мысль интересная, хотя и небесспорная...
Сюжетная линия кантаты зыбка и ассоциативна. Песенные и оркестровые номера представляют собой как бы контрастные картины многообразной и разносторонней жизни: в одних воспеваются радости жизни, счастье, необузданное веселье, красота весенней природы, любовная страсть, в других - нелегкая жизнь монахов и бродячих студентов, сатирическое отношение к собственному бытию. Но, пожалуй, основным философским стержнем является раздумье о переменчивой и могущественной человеческой судьбе - Фортуне.
(lebedev.com/MusicPhone/Review/trk/carmina.htm)
Carmina Burana is a cantata composed in 1935 and 1936 by Carl Orff, based on 24 poems from the medieval collection Carmina Burana. Its full Latin title is Carmina Burana: Cantiones profanae cantoribus et choris cantandae comitantibus instrumentis atque imaginibus magicis ("Songs of Beuern: Secular songs for singers and choruses to be sung together with instruments and magical images"). It was first performed by the Oper Frankfurt on 8 June 1937. It is part of Trionfi, a musical triptych that also includes Catulli Carmina and Trionfo di Afrodite. The first and last sections of the piece are called "Fortuna Imperatrix Mundi" ("Fortune, Empress of the World") and start with "O Fortuna".
The autograph manuscript of the work is preserved in the Bavarian State Library, and was issued as facsimile edition by Schott Music.
In 1934, Orff encountered the 1847 edition of the Carmina Burana by Johann Andreas Schmeller, the original text dating mostly from the 11th or 12th century, including some from the 13th century. Michel Hofmann was a young law student and an enthusiast of Latin and Greek; he assisted Orff in the selection and organization of 24 of these poems into a libretto mostly in secular Latin verse, with a small amount of Middle High German and Old French. The selection covers a wide range of topics, as familiar in the 13th century as they are in the 21st century: the fickleness of fortune and wealth, the ephemeral nature of life, the joy of the return of spring and the pleasures and perils of drinking, gluttony, gambling, and lust.
(en.wikipedia.org/wiki/Carmina_Burana_(Orff))
01. Carmina Burana - Fortuna Imperatrix Mundi - I. O Fortuna (02:48)
02. Carmina Burana - Fortuna Imperatrix Mundi - II. Fortune plango vulnera (02:49)
03. Carmina Burana - I. Primo vere - III. Veris leta facies (04:17)
04. Carmina Burana - I. Primo vere - IV. Omnia Sol temperat (02:07)
05. Carmina Burana - I. Primo vere - V. Ecce gratum (02:49)
06. Carmina Burana - Uf dem Anger - VI. Tanz (01:40)
07. Carmina Burana - Uf dem Anger - VII. Floret Silva (03:26)
08. Carmina Burana - Uf dem Anger - VIII. Chramer, gip die varwe mir (03:18)
09. Carmina Burana - Uf dem Anger - IX. Reie - Swaz hie gat umbe - Chume, chum ge... (04:44)
10. Carmina Burana - Uf dem Anger - X. Were Diu werlt alle min (00:59)
11. Carmina Burana - II. In taberna - XI. Estuans interius (02:25)
12. Carmina Burana - II. In taberna - XII. Olim lacus colueram (03:46)
13. Carmina Burana - II. In taberna - XIII. Ego sum abbas (01:22)
14. Carmina Burana - II. In taberna - XIV. In taberna quando sumus (03:24)
15. Carmina Burana - III. Cours d'amour - XV. Amor volat undique (03:28)
16. Carmina Burana - III. Cours d'amour - XVI. Dies, nox et omnia (02:17)
17. Carmina Burana - III. Cours d'amour - XVII. Stetit puella (02:14)
18. Carmina Burana - III. Cours d'amour - XVIII. Circa mea pectora (02:11)
19. Carmina Burana - III. Cours d'amour - XIX. Si puer cum puellula (01:05)
20. Carmina Burana - III. Cours d'amour - XX. Veni, veni, venias (01:03)
21. Carmina Burana - III. Cours d'amour - XXI. In trutina (02:30)
22. Carmina Burana - III. Cours d'amour - XXII. Tempus est iocundum (02:22)
23. Carmina Burana - III. Cours d'amour - XXIII. Dulcissime (00:41)
24. Carmina Burana - Blanziflor et Helena - XXIV. Ave formosissima (01:59)
25. Carmina Burana - Fortuna Imperatrix Mundi - XXV. O Fortuna (02:48)
При желании можно посмотреть все мои публикации на сайте. Приятного прослушивания.
Жмём и смотрим (Click to see all of my posts)!Внимание! У Вас нет прав для просмотра скрытого текста.