Сонаты Людвига Ван Бетховена в исполнении Эмиля Гилельса – особый «деликатес» для любителей классической музыки и ценителей гения Бетховена. Комплект из 9 компакт-дисков содержит 31 из 32 сонат, которые Гилельс, являющийся по праву одним из лучших исполнителей сонат Бетховена, успел записать.
Музыка: Ludwig van Beethoven
Исполнитель: Emil Gilels, Piano
Альбом: Emil Gilels Plays Beethoven
Жанр: Classic
Формат: APE+CUE
Качество: lossless
Размер: 9 CD, 1,86 Gb.
Автор rip'а: ivolk
Залито на: Mail.ru
CD 1
1-4 Sonate No.2 A-dur op.2 No.2
5-8 Sonate No.3 C-dur op.2 No.3
9-14 WoO 47 "Kurfursten sonaten"
CD 2
1-4 Sonate No.4 Es-dur op.7
5-7 Sonate No.8 c-moll op.13 "Pathetique"
8-10 Sonate No.10 G-dur op.14 No.2
CD 3
1-3 Sonate No.5 c-moll op.10 No.1
4-6 Sonate No.6 F-dur op.10 No.2
7-10 Sonate No.7 D-dur op.10 No.3
CD 4
1-4 Sonate No.11 B-dur op.22
5-8 Sonate No.12 As-dur op.26
9-27 "Eroica Variationen" op.35
CD 5
1-4 Sonate No.13 Es-dur op. 27 No.1
5-7 Sonate No.14 cis-moll op. 27 No.2 "Moonlight"
8-11 Sonate No.15 D-dur op.28 "Pastorale"
CD 6
1-3 Sonate No.16 G-dur op.31 No.1
4-6 Sonate No.17 d-moll op.31 No.2 "The Tempest"
7-10 Sonate No.18 Es-dur op.31 No.3
CD 7
1-2 Sonate No.19 g-moll op.49 No.1
3-4 Sonate No.19 G-dur op.49 No.2
5-7 Sonate No.21 C-dur op.53 "Waldstein"
8-10 Sonate No.23 f-moll op.57 "Appassionata"
11-13 Sonate No.25 G-dur op.79
CD 8
1-3 Sonate No.26 Es-dur op.81a "Les Adieux"
4-5 Sonate No.27 e-moll op.90
6-14 Sonate No.30 E-dur op.109
15-17 Sonate No.31 As-dur op.110
CD 9
1-4 Sonate No.28 A-dur op.101
5-8 Sonate No.29 B-dur "Hammerklavier"
Ссылки:
Внимание! У Вас нет прав для просмотра скрытого текста.
Бездонная глубина Бетховена проявляется уже в ранних сонатах. Рядом с дирижерской энергетикой ритма, которым дышат первые части, возникают образы вечности, звучание запредельного мира.
Словно шаги Божества слышатся в музыке Largo Appassionato Второй сонаты. Завораживает своим величием философское раздумье Adagio из Третьей сонаты. Largo e mesto Седьмой сонаты - обращение молодого Бетховена к теме смерти.
Интересно, что именно в фортепианных сонатах он раньше раскрывается как мыслитель и величайший философ. Его симфоническое творчество "опаздывает" по сравнению с фортепианным. Для примера: Третья симфония написана приблизительно в то же время, что "Аппассионата" (№ 23, op.57). В цикле тридцати двух, каждая соната имеет свое лицо. Девятая, камерная, изящная, прозрачная. Юмор финала здесь, как и в Седьмой сонате, говорит о том, сколько радости, темперамента, жизнелюбия заключено в самой натуре Бетховенского гения.
Совсем особняком от всех стоит Четырнадцатая, "Лунная" (название не Бетховенское), opus 27. Посвященная графине Джульетте Гвиччиарди, эта соната - автобиографическая страница в жизни Бетховена. Вторая часть кажется силуэтом юной девушки, нарисованным любящей рукой.
Финал - бурный взрыв неразделенного чувства. Горячо и страстно, как признание в любви без взаимности, звучит вторая тема.
О первой части следует сказать отдельно. Всего три страницы, совсем мало нот. Власть этой музыки над людьми имеет особый смысл. Она магически действует на всех. При первых же звуках наступает благоговейная тишина.
Образ первой части - скорбное одиночество и величие художника, судьбой и трагедией отрешенного от здешнего мира.
Говоря о Бетховене, мысленно переношусь к моменту, когда стало окончательно ясно - он обречен стать глухим музыкантом. Природа поставила чудовищный эксперимент: можно ли, ничего не слыша, писать музыку? Доказал своей жизнью, что да.
Соната № 23 фа минор ор. 57.
Название "Аппассионата" дано не автором. Оно появилось позже в одном из посмертных изданий. Его истолкование имеет двойной смысл. "Пассион" по-латыни - страсть, "пассионато" - страстно. Исконное же, историческое значение слова "пассион" - страдание, напасти, испытания. Отсюда и старое русское слово "страстотерпцы" - люди, претерпевшие страдания. "Аппассионата" автобиографична. Вторая часть напоминает о древнейшем смысле слова "пассион". Хорал стал темой к вариациям. Они следуют общеизвестным образам рождества, которые мы видим во всех музеях мира. Воображение для меня будто рисует: волхвы - нижний регистр, темные тона; Мария, озаренная, светлая - в центре картины; младенец - светящиеся краски высокого регистра. Уменьшенный септаккорд, с которого вторгается финал, - традиционный аккорд ужаса. У Баха в "Страстях по Матфею" на этой гармонии толпа в ответ на вопрос Пилата: "Кого помиловать?" - кричит: "Варавву!" Бетховенская "Аппассионата" - соната страстей. Человек, давший это название, понимал жизнь Бетховена и дух его творения, которое соединило в себе оба значения слова "пассион".
Соната № 26 ми бемоль мажор ор. 81а.
"Lebewohl!" - авторский эпиграф. В переводе на русский "Прощай!", "Будь здоров!" Единственная программная соната Бетховена, с им самим данными названиями частей - прощание, отсутствие, возвращение. Звук почтового рожка, тающий в воздухе, и размышления о разлуке. Расставание таинственно и необратимо. Для того, кто остался, уехавший уже существует в другом пространстве и времени. Его здесь нет, с ним нельзя общаться. Прощание делит нас на ушедших и оставшихся. Оно символ дальней разлуки, что ждет всех. Две параллельные линии в музыке. Одна - погруженность в мысли, вторая - реальная энергия хлопот отъезда, приезда. Два человека: один созерцает, задумывается, тоскует в разлуке, второй действует, живет. И маленький эпилог в конце, где время постепенно останавливается. Все погружается в прошлое, становясь тенью пережитого.
Соната № 32 до минор op. 111 (последняя).
О другой великой страсти написаны вещие слова Анны Ахматовой. Но сегодня они звучат в моем сознании перед последней сонатой Бетховена:
Так вот она, последняя! И ярость
Стихает. Все равно, что мир оглох...
Могучая евангельская старость
И тот горчайший гефсиманский вздох.
Op. 111 - поздний автопортрет Бетховена. Он сродни фреске "Страшный суд" Микеланджело. Мощь, гнев, скорбь, величие. С порога своей последней сонаты Бетховен словно оборачивается назад в прожитую жизнь. Возникает воспоминание: высоко в мажоре звучит мелодия финала "Лунной сонаты". Появляется и останавливается на полуслове. Постепенно глохнет рокот басов. Тишина... Бетховен назвал вторую часть "Ариетта". В ней звучит первозданная чистота. Тема и вариации - завершение цикла тридцати двух сонат - завершение жизни. Ни один из звуков реального мира недоступен ему. Но он слышит то, что звучит внутри. Тяжесть страдания преображается в светоносное чудо.
Вера Горностаева
© Classical Records
П.С. Для тех, кто желает приобщиться к творчеству Бетховена, хочу порекомендовать, в качестве ознакомительного материала сонату №14 "Лунная соната" и сонату №17 "Буря".