Композитор: Giovanni Battista Pergolesi
Исполнители: Margaret Marchall, Lucia Valentini Terrani
Альбом: Stabat Mater
Жанр: Classical
Год: 1985
Формат: Flac (image - .cue)
Качество: lossless
Размер: 176,7 MB
Залито на: galaxy-file.com, rusfolder.com
ЛЮБИТЕЛЯМ КЛАССИКИ!
Джованни Баттиста Перголези (Giovanni Battista Pergolesi; 04.01.1710 - 16.03.1736) - итальянский композитор, скрипач и органист. Перголези одним из самых ранних и важнейших композиторов оперы-буффа (комической оперы).
“Stabat Mater dolorosa” (“Стояла Мать скорбящая…”) - канонический средневековый духовный гимн. Он посвящён Деве Марии, стоящей в скорби перед умирающим на кресте сыном. Многие знаменитые композиторы разных эпох создавали на этот волнующий сюжет свои произведения: мастера Возрождения - Палестрина и Депре, в XVIII веке - Скарлатти и Гайдн, в XIX веке - Лист, Шуберт, Россини, Верди, Дворжак, наши Серов и Львов, в XX веке - Шимановский и Пендерецкий. Но самое большое признание получила кантата Джованни Перголези, обессмертившая своего автора, современника Баха и Вивальди.
Родился он в Италии в 1710 году, в эпоху перехода от барокко к классицизму, и за свою очень короткую жизнь успел стать выразителем новых музыкальных идей. Его жизнь была подобна вспышке яркой звезды и овеяна легендами. Даже псевдоним (его настоящая фамилия - Драги) он выбрал себе на средневековый манер и стал называться скромно - Джованни из Ези, то есть Перголези.
Двенадцати лет от роду он оказывается в Неаполе, “музыкальной Мекке” Южной Италии, и там поступает в консерваторию. Тогда это был, по-нашему говоря, интернат для сирот и бедных детей, которых воспитывали посредством различных искусств лучшие итальянские мастера, и таких заведений было множество! Первое же большое ученическое произведение юного Джованни, созданное им в конце обучения, - духовную кантату сразу начали играть во всех церквях Неаполя. Однако судьба подарила ему лишь четыре (!) года творчества…
Джованни 21, он известен, его душа переполнена музыкой возвышенной и в то же время очень лиричной, очень человечной. Это так непохоже на то, что звучит в театрах: оперы-seria (“серьезные”) постепенно пришли в упадок, стали слишком формализованными и патетическими. Их приходится разбавлять в антрактах комическими интермедиями в стиле дель арте, дабы публика не зевала. Перголези мечтает о новой музыке и успевает написать больше 10 опер с живыми, а не застывшими персонажами. Публика принимает их очень холодно, зато она без ума от сочиненных им комических вставок, герои которых как будто сняли свои маски и стали смеяться и влюxxxться, как типичные неаполитанцы! Интермедии Перголези исполняли уже отдельно по всей Италии, и он при жизни стал классиком нового жанра - оперы-буфф, которую позже так любил сам Моцарт. “Служанка-госпожа”, первая комическая опера Перголези, написанная в 1732 году, до сих пор входит в репертуар крупнейших театров по всему миру!
Однако такую популярность Джованни воспринимает очень болезненно. Он охладевает к опере и снова обращается к духовной и инструментальной музыке, наполняя их новыми звуками - светлыми, лирическими, проникновенными. Он успевает написать 33 трио для скрипок и баса, концерты и арии, изумительные кантаты “Miserere”, “Magnificat”, “Salve Regina”, десятиголосную мессу. Ему удается удивительно гармонично соединять духовную и светскую традиции в музыке в единое целое!
Известно, что посещавшие композитора удивлялись: отчего он, волшебник звуков, ютится в убогом деревянном домишке и не построит себе нового дома. Перголези же отвечал: “Звуки, из которых создается моя музыка, дешевле и доступнее, чем камни, необходимые для постройки дома! И потом - кто знает? - может, мои строения окажутся долговечнее”. Так оно и вышло.
/Дирек Боутс. Мадонна скорбящая./
“Stabat Mater”, одно из самых исполняемых его произведений, была начата композитором в 25 лет, за год до смерти. История её создания связана с поистине шекспировской драмой любви Джанни и прекрасной 16-летней неаполитанки. Её родители были против союза дочери и бедного музыканта. Несчастная девушка, не представляя иного выхода, ушла в монастырь и там через некоторое время умерла. Памяти своей единственной он и посвятил последнее гениальное творение. А подсказано оно было… Девой Марией, чей образ, удивительно похожий на лик его возлюбленной, вдруг предстал перед Джованни. Последние такты он сочинял уже в монастыре капуцинов, умирая от туберкулеза в 26 лет!
Удивительно перекликаются судьбы разделённых почти половиной тысячелетия композитора и автора поэтического первоисточника Якопоне да Тоди. Средневековый мастер, пережив смерть супруги, ушёл в монастырь и, уже будучи монахом Францисканского ордена, через много лет создал свою бессмертную “Stabat Mater”.
Но музыка “Stabat Mater” Перголези не траурная, напротив, очень светлая! Мотив любви и человеческой преданности объединяет авторов поэтической и музыкальной “Stabat Mater”. Здесь нет места трагедии и смерти. Это возвышенная печаль и память о прекрасных созданиях, безвременно покинувших мир. Это слёзы очищения, света, добра и смирения.
/Борис Хомичёв/
Маргарет Энн Маршалл (Margaret Anne Marshall, 04.01.1949) – английская (шотландская) певица, сопрано.
Лючия Валентини-Террани (Lucia Valentini Terrani; 29.08.1946 - 11.06.1998) - выдающаяся итальянская оперная певица XX века, колоратурное меццо-сопрано и контральто.
Tracklist:
Stabat Mater
pour soprano, contralto, cordes et continue
01. Stabat Mater Dolorosa
02. Cuius Animam Gementem
03. O Quam Tristis Et Afflicta
04. Quae Moerebat Et Dolebat
05. Quis Est Homo Qui Non Fleret
06. Vidit Suum Dulcem Natum
07. Eia Mater, Fons Amoris
08. Fac Ut Ardeat Cor Meum
09. Sancta Mater, Istud Agas
10. Fac Ut Portem Christi Mortem
11. Inflammatus Et Accensus
12. Quando Corpus Morietur
Margaret Marchall, Soprano
Lucia Valentini Terrani, Contralto
Leslie Pearson, Organo
London Symphony Orchestra
Claudio Abbado
Download / Скачать:
Внимание! У Вас нет прав для просмотра скрытого текста.
Внимание! У Вас нет прав для просмотра скрытого текста.