Валерий Ободзинский Ты - моя мелодия,
Я твой преданный Орфей.
ОБОДЗИНСКИЙ ВАЛЕРИЙ Владимирович родился 24 января 1942 года г. Одесса /УССР/ - популярный эстрадный певец, тенор.
Озорное военное детство и послевоенная юность будущей популярной супер - звезды советской эстрады прошли на знаменитой Малой Арнаутской улице /ул. Петра Великого/ в этом черноморском городе.
Я у моря рождён,
В краю, где ветра.
Море с детства,
Как мать учило меня.
Песни звонкие петь,
И уметь всегда
В трудный час
Парус воли крепить
И шквалы встречать.
Так, как родители Валерия были призваны в ряды Вооружённых Сил СССР, для защиты от врага родной земли, маленького Валерия воспитывала бабушка Домна Кузьминична, в прошлом, одна из самых способных и красивейших гимназисток.
Ради жизни и воспитания своих детей в годы лихолетья гражданской войны, она не покидает родину, но при этом теряет навсегда своего мужа – офицера.
Позднее, в годы Великой Отечественной войны, спасая детей, одним из них был Валерий, от попытки расстрела, она своим телом прикрывает их, встав между детьми и немцем.
С 1947 года Валерий учится в общеобразовательной школе, самостоятельно обучается игре на гитаре.
Уже с раннего детства Валерий много поёт, многие отмечали, что этот талант был дан ему сверху, от Бога.
Валерий берёт уроки вокала у своей соседки Амалии Бруновны, которая ранее преподавала уроки музыки в Риме, консультируется перед поступлением в музыкальное училище у популярного одесского артиста, скрипача Ефима Захаровича Зингерталя.
Помнишь ли ты это море,
Здесь в лазуревом просторе?
Что обвила, словно лента
Берег тихого Сорренто.
Требования анкетных данных биографии в то время /нахождение на оккупированной территории/, не дают Валерию права поступить ни в музыкальную школу, ни в музыкальное училище. Тогда, такие ребята, как Валерий решаются создать свой ансамбль. Валерий осваивает по самоучителю игру на контрабасе, который ему подарили родители. Часто приходит к стенам музыкальной консерватории и слушает, как играют учащиеся, ловит на слух игру на контрабасе. Помогая бабушке Домне по дому и на работе, он также работает в порту.
Старшие наставники и учителя, бабушка Домна, Амалия Бруновна, Ефим Захарович, верили в то, что Валерий станет великим артистом, и он им стал! Валерий никогда их не забывал, и когда бывал в Одессе, то часто их навещал.
Свою артистическую карьеру Валерий начинал, как профессиональный артист в 1957 году на сцене кафе «Грот», далее музыкальном кружке Дома моряков Краснознамённого Черноморского флота и в молодежной театральной студии Одесского дома культуры медицинских работников. В его репертуаре звучат популярные шлягеры тех лет. Любимыми певцами в то время для Валерия являются Робертино Лоретти и Михаил Александрович.
Белла, Белла, Белла
Белла, Белла – Донна
Донна дорогая,
Я тебя в таверне
На закате ожидаю.
Со временем его приглашают на работу массовиком на туристический теплоход «Адмирал Нахимов», курсирующего между городами Одесса и Батуми.
Далее, с концертной бригадой из музыкантов-одесситов, он колесит по стране, работает также и на других круизных теплоходах.
В последующем он работает на эстраде от Черниговской, Новгородской и длительное время от Костромской филармоний. Получает приглашение от директора Ярославской филармонии Романа Ильича Атласова работать солистом в популярном в то время ансамбле «Ярославские ребята», но от этого предложения он отказывается.
В свои 16 лет, Валерий по приглашению администратора работает контрабасистом от Томской филармонии, поступает в музыкальное училище по классу контрабаса, обладая прекрасным голосом, поёт бесконечно много и всё подряд на концертах в посёлках и городах. Позднее работает вокалистом в различных гастрольных коллективах Томска и других городов Сибири.
Верю я, что встречу тебя весной,
В погожий день.
Верю я, что будет шуметь прибой,
Цвести сирень.
В 1961 году Валерий знакомится с будущей женой Нелей, которая подарила ему двух девочек – Анжелику и Валерию.
Известность певца Валерия Ободзинского доходит до г. Москвы и его приглашают, по рекомендации Павла Шахнаровича, на работу сразу в два профессиональных эстрадных коллектива – в оркестр п/у Эдди Рознера и оркестр п/у Олега Лундстрема.
В 1964 году Валерий выбирает оркестр п/у Олега Лундстрема и в качестве сольного певца начинает выступать на профессиональной сцене страны. Карьера в оркестре О.Лундстрема продлилась менее двух лет, однако именно это время стало периодом формирования творческого лица исполнителя. В оркестре также работала молодая певица Алла Пугачёва, которая на концертах исполняла музыкальные баллады.
Именно здесь, Олег Лундстрем смог снять с Валерия провинциальный налёт «всеобщего покорителя дамских сердец». Именно здесь певец обрёл настоящую популярность, стал профессионалом.
Впервые Валерий Ободзинский громко заявил о себе в 1964 на фестивале в Болгарии с песней Бориса Карадимчева «Луна на солнечном берегу».
Луна, Луна
Над ласковым берегом светит,
А море, а море
Целуется с Луною.
Этот первый успех на международной сцене вывел певца в ряды самых узнаваемых певцов: о нём стали говорить, писать статьи, отмечая его врождённый артистизм; его сладкозвучный, обволакивающий тенор очень часто звучал по радио, телевидению.
Ранее, на гастролях оркестра Олега Лундстрема в Болгарии, Валерия с композитором Борисом Карадимчевым лично познакомила популярная болгарская певица Лили Иванова. Он и подарил молодому певцу Валерию Ободзинскому свою новую песню, которая принесла славу и успех авторам и певцу. Эту песню Валерий исполнял как на болгарском языке, так и на русском.
Шум твоих шагов в ночной тиши
Печально стих.
Смотрят звёзды вниз,
И видят грусть в глазах моих.
В концерте оркестра Олега Лундстрема Валерий поначалу пел две-три песни, но с ростом популярности и мастерства зритель хотел его слушать больше, число исполняемых им песен возросло до пяти-шести и на этом остановилось - петь целое отделение /12 песен/, а тем более сольный концерт артист не имел права. Оно определялось худсоветом концертной организации и закреплялось за артистом решением коллегии Министерства культуры.
Если вдруг приходит весна,
Если вдруг тебе не до сна.
Если у тебя нет ненужных слов
Значит - это любовь!
В 1966 году, впервые фирма «Мелодия» записывает, и в сборниках песен советских исполнителей, выпускает гибкие пластинки, где звучат песни в исполнении и молодого певца Валерия Ободзинского.
В 1967 году фирма «Мелодия» выпускает первые сольные грампластинки - миньоны Валерия Ободзинского с песнями:
«Праздничный ритм» /Б.Горбульскис - Р. Скучайте/,
«Фиалки» /П.Бюль - Бюль – Оглы - О. Гаджикасимов/,
«Луна на солнечном берегу» /Б.Карадимчев - Д. Стойчев/,
«Я возвращаюсь домой» /А.Островский/.
«Спасибо тебе, море» /С.Терентьев - О. Гаджикасимов/,
«Анджела» /Паоли - Л. Дербенёв/,
«Ты мне встретишься» /П.Изотов - О. Гаджикасимов/,
«Дремлет море в ночи» /Мальяччи - Л. Дербенёв/.
В этом же году певец переходит на постоянную работу в Донецкую филармонию, которой руководил в то время Алексей Омельченко, с правом параллельно выступать и в оркестре Олега Лундстрема. В том же году он отправился в своё первое двухмесячное гастрольное турне Красноярск – Томск – Хабаровск - Владивосток, концерты певца проходили с неизменным успехом. Он любил гастрольные поездки, петь для людей.
Ты, уходя, оставляешь мне всегда,
Не поцелуй, а фиалок лишь букет.
Чтобы они, чтобы они,
Иногда, хоть иногда,
Мне о тебе говорили,
О тебе.
В его репертуаре современные эстрадные песни советских и зарубежных авторов - Станислава Пожлакова «Пока молодой», «Пусть говорят», «Ребята 70-й широты», Владимира Хвойницкого «Бессонные лампы», «Алёша» /Э.Колмановский-К. Ваншенкин/, а также «Тирольская», «Я учу английский» и другие.
Сопровождает Валерия в гастрольном турне эстрадный ансамбль под руководством Вадима Корженевского.
Знай, что я тебя с ответом
Вновь не тороплю.
Я согласен ждать много лет.
Вдруг ты скажешь мне
Ласково «Люблю»,
Вместо непреклонного «Нет»,
И снова «Нет».
Каждый год, на белые ночи, певец приезжал в г. Ленинград и по месяцу работал на самых центральных концертных площадках.
В зимнее время певец работал в г.Москве в театре Эстрады, приурочивая новую программу ко дню своего рождения.
Ежегодно, летом, он пел в своём родном городе Одессе, в филармонии, в зале Русского театра. Артист вечерами работал для зрителей, днём отдыхал с семьёй на море.
Над морем ночь густая,
И над землёю ночь.
Но ты здесь,
Ты в душе моей светла.
Когда певец работал в «Летнем театре», все его друзья детства, зрители, после концерта сопровождали своего земляка и кумира до гостиницы.
Каждый год Валерий Ободзинский приезжал в г. Свердловск, родину своей жены Нелли, и давал концерты. Это была отправная точка его турне по Сибири и Дальнему Востоку.
Я, целый год, терпеливо надеясь, ждал,
Ждал, что меня пригласишь
Ты на карнавал.
Вот, наконец, этот радостный день настал,
Вечером вместе пойдём мы на карнавал.
Пик популярности Валерия Ободзинского пришелся на вторую половину 1960-х — начало 1970-х годов, а любовь зрителей никогда не угасала к певцу во все годы его творчества. Он становится одним из самых популярных певцов Советского Союза. Певец, в своём творчестве, смело брался как за советский, так и за зарубежный материал.
Вновь твоя ладонь лежит в моих руках.
Я знал, что эта встреча будет прекрасна.
А лунный нежный свет дрожит в твоих глазах
И слышим мы, как бьются наши сердца.
Самостоятельно научился аккомпанировать себе на пианино, которое приобрёл у представителя британского посольства.
Огромную популярность певцу приносит его творческое сотрудничество и дружба с композитором Давидом Тухмановым. Исполнение Валерием песен «Эти глаза напротив» на слова поэтессы и певицы Татьяны Сашко и дополнительным подтверждением, песней «Восточная песня» на слова друга певца, поэта – песенника Онегина Гаджикасимова, приносят большой успех и звёздную славу певцу, а также и авторам, на всю жизнь и на все времена!
Эти глаза напротив – калейдоскоп огней,
Эти глаза напротив – ярче и всё теплей.
Эти глаза напротив – чайного цвета,
Эти глаза напротив - что это, что это?
Рождались вышесказанные шлягеры авторов на глазах у Валерия, «Эти глаза напротив» в гостях у Тухмановых, а «Восточную песню» Онегин Гаджикасимов написал по просьбе и в присутствии певца.
Льёт ли тёплый дождь,
Падает ли снег.
Я в подъезде
Против дома твоего стою.
Все песни в исполнении одарённого певца становились шлягерами, но наибольшую известность в его исполнении получили такие песни: «Неотправленное письмо» /С.Мелик-О. Гаджикасимов/, «Дом за углом» /Э.Сломчинский-О. Гаджикасимов/, «Так и будет» /Б.Ренский - П. Леонидов/, зарубежных композиторов - «Карнавал» /К.Свобода - О. Гаджикасимов/, «Сбудется всё» /Л.Рид-О. Гаджикасимов/, «Что-то случилось» /Т. Попп — Д. Иванов/.
Дом за углом,
Старый твой дом.
Так мне знаком до мелочей.
Пятый этаж, медленный лифт,
Медный звонок в углу дверей.
В 1970 году на фирме «Мелодия» 13 миллионным тиражом выходит первый диск-гигант певца. Страна узнаёт певца Валерия Ободзинского!
Сильные вокальные данные, профессиональное владение голосом певца слышны в вокализе композитора А.Островского «Я возвращаюсь домой».
В 1971 году Валерий Ободзинский записывает на фирме «Мелодия» свой очередной шлягер - песню «Что нам остаётся от любви» /Д.Тухманов – Д.Иванов/.
Если уж любовь проходит мимо
Ты её обратно не зови.
Что нам остаётся от любимых,
Что нам остаётся от любви?!
Многие советские композиторы предлагают свои песни и сотрудничают с одарённым эстрадным певцом. На фоне советской эстрады того времени певец резко выделялся проникновенным лиризмом.
В этот период его голос часто звучал по радио, телевидению, ежегодно выходили многочисленные пластинки /1966-1978 г.г./.
В моём столе лежит давно,
Под стопкой книг
Письмо одно.
И может быть
Не первый год,
В одном из тихих переулков
Его с надеждой
Кто-то ждёт.
Певец много гастролировал.
Летом 1972 года, когда он выступал без сопровождения ансамxxx, под музыкальную фонограмму в сочинском парке «Ривьера», то все отдыхающие, кому не досталось билетов на концерт, окружили эстрадную площадку, где выступал популярный певец. Все деревья в округе были усыпаны зрителями, которые с высоты наблюдали выступление маэстро. На своём концерте он вёл диалог со зрителями и пел полюбившие песни вживую, в основном из первого своего диска – гиганта. Весь парк и его окрестности, слушали сильный и золотой голос певца.
Играет, играет орган,
И подает небо на землю
Играет, играет орган,
И к небу уходит земля.
При заурядной внешности, Валерий отличался врожденным артистизмом и западной манерой исполнения песен. В его репертуаре были также песни из репертуара Элвиса Пресли, Тома Джонса, Джанни Моранди, Карела Готта, Энгельберта Хампердинка, группы «Битлз» и других популярных зарубежных исполнителей.
Я хочу Вам рассказать,
Как я любил когда - то.
Правда, это было
Так давно.
Валерий Ободзинский работал от Росконцерта, затем от Москонцерта.
Для него пишут песни композиторы: Д.Тухманов, А.Флярковский, Н.Богословский, А.Зацепин, В.Мигуля, поэты – песенники: Я. Голяков,
И. Шаферан, О. Гаджикасимов, Л. Дербенёв, М. Пляцковский, И.Кохановский, В.Харитонов и многие другие, зная, что он, мастерски обладая голосом, справится с любой.
В сочетании зарубежных и отечественных песен, певец нашел свой, индивидуальный творческий почерк.
И все эти песни в исполнении одарённого певца становятся шлягерами.
Валерию Ободзинскому присваивается звание заслуженного артиста Марийской АССР.
Веришь, не веришь,
Март у твоего окна.
Что ты ответишь,
Если позовёт весна.
С начала 70-х годов Валерий Ободзинский работает с ВИА «Верные друзья» /ранее ВИА «Москвичи»/, художественный руководитель Юрий Щеглов.
Первые совместные гастроли проходили в Ленинградской области, где за 20 дней было дано 40 концертов. После этих гастрольных поездок последовали успешные выступления и в г. Москве.
В первом отделении концерта выступал ансамбль со своей программой, а во втором отделении пел Валерий Ободзинский.
Мы с тобой одной дорогой
Неразлучные идём.
Не похожие во многом
А верней почти ни в чём.
В составе этого ВИА работал солистом-вокалистом и Георгий Мамиконов, ныне руководитель шоу-группы «Доктор Ватсон».
Валерий был мягок и вежлив к музыкантам. И они ценили его доброту, его мастерство, считая артиста гастролёром номер один в стране.
В 1975 году при выступлении Валерия Ободзинского и ВИА «Верные друзья» в ленинградском ДК им. М.Горького был величайший аншлаг, праздник песни. В многотысячном зале не было свободного места, зал шумел аплодисментами и овациями артистам.
В этом же году певец тесно сотрудничает с композиторами Никитой и Андреем Богословскими, записывает ряд песен на их музыку.
Женщину слабым созданием,
Вечно мужчины считали.
Может быть им в наказанье,
Женщины сильными стали.
В этом же году, как плодотворный труд певца с ВИА «Верные друзья», на фирме «Мелодия» выходит очередной второй диск-гигант «Песня-любовь моя».
Валерий Ободзинский записывает на Центральном телевидении песни: «Листопад» /Д.Тухманов-В. Харитонов/, «Вечная весна» /Д.Тухманов - И. Шаферан/, «Вечный вальс» /Н.Богословский - И. Кохановский/,«Пойми меня» /Н.Богословский - И. Кохановский/, «Лишь вчера» /Я.Френкель - И. Шаферан/ и другие.
Лишь вчера, лишь вчера
Всё иначе было.
А теперь вечера
Холодом пронзило.
Листопад, листопад,
Между веток проседь.
Кто из нас виноват?
У тебя мы спросим.
В кинофильме «Русское поле» звучит в исполнении певца песня «Колдовство» /А. Флярковский – Л.Дербенёв/, а в кинофильме «Тайник у ,,Красных камней”» - песня «Мираж» /А.Зацепин-Л. Дербенёв/, также его песню «Что-то случилось» включают в один из мультфильмов.
Твои глаза, как два тумана,
Как два прыжка из темноты.
Каким путём, каким обманом,
В двадцатый век
Прокралась ты?
Фирма «Мелодия» выпускает авторский диск-гигант композитора Энмарка Салихова на слова Онегина Гаджикасимова «Музыка из кинофильмов», на котором Валерий Ободзинский, наряду с другими исполнителями /Р.Бабаян, Л.Лещенко, Ж.Рождественская/, записал две свои песни «Песня о Ташкенте» и «Старый спор».
В свой репертуар он включает песни: Е. Дымова «Не грусти», «Жду тебя», «Словно день тому назад» /Д.Запольский - Я.Голяков/, «Для тебя пою» / Ю.Антонов – Л.Дербенёв /, «Как же это так» / Ю.Антонов – Л.Дербенёв/.
Словно день тому назад,
Я же помню всё отлично.
Эти бантики в косичках,
Эти чертики в глазах.
Эта парта у окна,
Та, что дальше всех Америк.
Для меня, по крайней мере
Чужедальняя, дальняя страна.
Огромную популярность певцу приносит исполнение песни «Птицы не люди» /К.Джонс - Л. Дербенёв/, прозвучавшая в кинофильме «Золото Маккены», которая стала шлягером певца на все времена.
Птицы, не люди.
И не понять им,
Что нас вдаль влечет.
В записях песен в исполнении популярного певца, любимца публики принимали участие эстрадные коллективы п/у О.Лундстрема, Э.Шварца, С. Мелика, Г. Гараняна, К.Певзнера, Е.Пустильника, В.Терлецкого и других.
Последний жёлтый лист
Кружась, упал в траву.
Наверное, ты ждёшь,
Что вновь тебя позову.
В середине 1970-х гг. Валерий Ободзинский стал испытывать серьезный творческий кризис. Человеческая зависть или даже нечеловеческая, встали на его жизненном пути. Его амплуа проникновенного лирического певца было не востребовано тогдашними чиновниками от искусства. Он не мог и не хотел исполнять требовавшиеся в тот период бодрые лозунговые песни. Он был подвергнут критике «за легковесность репертуара» и довольно долгое время не выступал на телевидении, а также в пределах РСФСР. Без малого десятилетие он был выключен из активного творческого процесса.
Что-то случилось этой весной,
Что случилось с ней и со мною.
И всё вокруг словно тогда,
Откуда эта беда?
Одним из последних проявлений его таланта в то время стала запись песен Александра Зацепина на слова Леонида Дербенёва к фильму «Между небом и землей» /Молдовафильм, 1975/. В записи этих песен принимали участие вокальный квартет «Улыбка», ВИА «Ариэль», художественный руководитель Валерий Ярушин.
Мне от тебя не уйти никуда,
Небом моим стала ты навсегда.
Мчат поезда и плывут корабли
Только небо нельзя увезти от земли.
В 1977 году творческие пути Валерия Ободзинского и ВИА «Верные друзья» расходятся.
В начале 80-х годов Валерий сотрудничает с ансамблем «Экипаж», инструментальным ансамблем Владимира Истомина, гастролирует совместно с ВИА «Красные Маки». В свой репертуар он включает песню, участника ВИА «Красные Маки», молодого композитора, певца Аркадия Хоралова на стихи Андрея Дементьева «Давай помолчим».
Давай помолчим,
Мы так долго не виделись.
Какие прекрасные
Сумерки выдались.
И всё позабылось,
Что помнить не хочется,
Обиды твои
И моё одиночество.
Также певец сотрудничает с группой «Кинематограф» под руководством музыканта и композитора Бориса Рычкова, которая работает от Новгородской филармонии. Включает в свой репертуар песню «Невозможно» /Б.Рычков – В.Харитонов/, а также песни из репертуаров зарубежных исполнителей Джо Дассена, Демиса Руссоса, Андриано Челентано, Барбары Стрейзант и группы «Би Джиз».
Всегда быть рядом с тобой,
Спешить к тебе
И в стужу, и в зной.
И видеть глаз твоих свет,
И в них прочесть
Счастливым сердцем ответ.
Возможно, и под звуки скрипки в песне «Олеандр» /С.Влавианос – О.Гаджикасимов/, Валерий с грустью и благодарностью вспоминал своего старого, доброго учителя Зингерталя.
Мне сегодня не много взгрустнулось,
Вновь я вспомнил далёкую юность.
Валерий Ободзинский также сотрудничает с группой Стаса Намина и записывает с ними песни «Ты подожди ответа» /С.Намин – В.Харитонов/ и близкую, автобиографичную певцу в то время песню «Белые крылья» /В.Шаинский – В.Харитонов/.
Снежные хлопья
Садятся не слышно,
Может быть, снова
Цветёт наша вишня.
Ветви, как крылья
Слегка встрепенулись,
Может быть, лебеди
В зиму вернулись.
Белые крылья, белые крылья,
Белые крылья, полёт неземной.
Мы ведь любили, мы ведь любили,
Мы ведь любили, друг друга весной!
Валерий Ободзинский болезненно воспринимает отъезд своего друга, талантливого композитора Давида Тухманова, на временное местожительство в Германию.
Не продолжительное время певец работает от Грозненской филармонии.
И не первый месяц и не год,
Мне твой взгляд покоя не даёт.
Как назло везёт мне в чём угодно,
Лишь любви наоборот.
К концу 80-х годов Валерий Ободзинский прекращает свои многочисленные гастрольные поездки, и отходит от эстрады. Слишком частые гастрольные поездки привели певца к физической усталости. Многие, которых не видно на сцене, не щадя его, на нём зарабатывали, и певец ушёл в себя так, как в то время никто не смог поддержать его в трудную минуту.
Река закачала
Луну на волне,
И сумерки сразу
Упали на плечи.
Ты снова пришла
На свиданье ко мне,
А мне на любовь
Отвечать больше нечем.
Валерий выбирает для себя другой трудовой путь, работая на двух предприятиях. Фактически он поступил, как его друг поэт Онегин Гаджикасимов оставшись наедине с собой, уйдя со сцены. Как он вспоминал о своём поступке ухода с эстрады на своём последнем выступлении по телевидению в программе «Золотой шлягер»: «Очень часто меня спрашивают: почему Вы так надолго исчезли? Творческая жизнь складывалась по-разному. Был момент, когда я достиг своего потолка. И понял: дальше не пустят…».
Понапрасну начат
Разговор с тобой.
Так или иначе
Мне не быть с тобой.
В 1991 году фирма «Мелодия» выпускает третий диск-гигант «Эти глаза напротив», где записаны песни исполненные певцом в разные годы его творчества.
Мне с тобою просто беда,
Просто беда, просто беда.
Мне глаза говорят снова «Да»,
Но ты говоришь мне «Нет».
Лишь ближе к середине 90-х годов Валерий Ободзинский нашел в себе силы вернуться на эстраду. Большую роль в этом сыграла помощь и поддержка Анны Есениной и поэта – песенника Леонида Дербенёва, который поверил в певца, предложив ему свои новые песни. В основу нового репертуара Валерия Ободзинского легли песни из репертуара Александра Вертинского, любимого певца его отца. В начале певец записал две его песни, а потом и целую аудиокассету.
Ты успокой меня,
Скажи, что это шутка.
Что ты по – прежнему,
По - старому моя.
Он сделал новую современную аранжировку известным композициям прошлых лет, сохраняя при этом собственный творческий почерк. И вновь, как и прежде, он был популярен и любим! Голос певца сохранился, несмотря на долгий перерыв в песенном творчестве, и по-прежнему звучал молодо и красиво.
В 1993 году, как плод этого творческого труда выходит компакт-диск певца «Дни бегут», песни Александра Вертинского в творчестве Валерия Ободзинского.
Сколько вычурных поз,
Сколько сломанных роз,
Сколько мук и проклятий, и слёз.
Так сияют венцы,
Как банальны концы,
Как мы все в наших чувствах глупцы.
Возможно, внутренне Валерий Владимирович чувствовал свой преждевременный уход так, как в свой новый репертуар он включил грустные песни, в основном на философские темы, и вышел на сцену сказать своё последнее слово, проститься со своими друзьями, слушателями и поклонниками.
Ну, здравствуй сад юности моей,
Мне так легко в тени твоих ветвей.
Сейчас, когда пора грибных дождей
Тихи твои аллеи.
В сентябре 1994 года в концертном зале «Россия» состоялось первое /после семилетнего перерыва/ выступление Валерия Ободзинского. Это был аншлаг. После первой же песни зал взорвался аплодисментами. Он был, как тот Феникс, который возродился из огня и пепла, на великую радость своих слушателей и поклонников.
Это был триумф Великого артиста, певца Валерия Ободзинского!
Манит, звенит, зовёт, поёт дорога
Ещё томит, ещё пьянит весна.
А жить уже осталось так не много
И на висках белее седина.
Последовали приглашения певца на радио и телевидение.
В это время Валерий Ободзинский плотно сотрудничает с молодым композитором, аранжировщиком Дмитрием Галицким /экс. ВИА «Синяя птица/, поёт его песни на слова А.Артемьева, В.Гина и других.
Также в свой репертуар певец включает песню «Последние астры» Валерия Белянина /экс. ВИА «Акварели», ВИА «Пламя»/.
Отцветают и астры последние
Безутешной осенней порой
Неба ясного проблески бледные
Умирают за дальней горой.
В последние годы жизни Валерий возобновил гастрольную деятельность, дал несколько концертов в разных городах России. В начале апреля 1997 года он принимал участие в совместном концерте с певицей Геленой Великановой в г. Санкт - Петербурге.
Я так хочу, чтобы ты была со мною,
Чтобы я мог припасть к твоей груди.
И в темноте услышать над собою
О, жизнь моя, постой, не уходи,
О, жизнь моя, постой, не уходи!
Все говорило о том, что мог начаться новый взлет его певческой карьеры, но скоропостижная смерть 26 апреля 1997 года не позволила осуществиться этим планам.
В 1999 году выходит очередной компакт-диск певца «Колдовские ночи», где были записаны песни современных авторов.
Эта ночь лихая лицедейка,
Ворвалась в раскрытое окно.
Эта ночь косматая злодейка,
Расплескала звёздное вино.
Сегодня в разных городах России созданы объединения поклонников Валерия Ободзинского, на его песни делаются римейки, вышло большое число компакт-дисков с его лучшими песнями.
По холодеющей щеке
Скатилась тёплая слеза.
У губ дрожащая рука
Прикрыла слово «Никогда».
Взметнулись вверх ресниц лучи,
И я два слова отгадал.
Глаза просили «Помолчи»,
Шептали губы «Никогда»!
Старшая дочь Анжела пошла по стопам отца, стала эстрадной певицей.
В 2003 году она принимала участие в записи компакт – диска «Счастливый круиз», друзей Валерия Ободзинского – композитора, певца Владимира Михайлова /экс. ВИА «Лейся, песня», ВИА «Акварели», ВИА «Кинематограф»/ и поэта – песенника Якова Голякова.
Что нас толкнуло
Друг к другу.
В сумрачный вечер,
Под пение вьюги.
Что я запомнил в тебе
В этот вечер,
Лишь губы твои,
Твои тихие речи.
В 2006 году вышла книга « Валерий Ободзинский. Отлучение от песни » автора Варлена Стронгина, посвященная жизни, творчеству и памяти популярного певца.
Валерий Ободзинский обладал голосом божественной красоты и умением им владеть в совершенстве.
Совсем недавно цвели закаты,
Светла от звёзд ночь летняя была.
Но разве мы с тобою виноваты,
Что осень клёны подожгла.
Он был в нашей стране, наверно, единственным эстрадным лирическим певцом, набравшим огромную популярность у народа не по средством телеэкрана. Певец всегда проповедовал в своих песнях Веру, Надежду и Любовь.
Каждое произведение отражает мироощущение периода жизни маэстро.
Тихий летний вечер вдруг
Залил все аллеи светом.
Тишина везде вокруг,
Лишь слышно где-то
Тихое шуршанье трав,
Светлое мерцанье звёзд,
Звонкий голос птиц в садах,
Еле слышный шум берёз.
Валерий пел о том, что его волновало, как личность, о чём хотелось поговорить со слушателями,- о радостях и страданиях любящего человека, именно советского, современного ему - живущего не только трудовыми достижениями, успехами в покорении природы и космоса, а и вечным чувством, чувством вечной любви, радостной и безответной, весёлой и грустной, даже трагической, какой она и бывает на самом деле.
Слов печальных дари, не дари,
На прощанье жури, не жури.
Обручили нас сентябри,
Разлучили нас декабри.
Популярность великого, потрясающе талантливого человека, легендарного певца-творца Валерия Ободзинского в нашей стране - Советском Союзе, можно сравнить разве что с известностью Элвиса Пресли в Америке.
Ведь такого количества концертов и аншлагов не было, пожалуй, ни у кого в нашей стране.
Светит южная звезда,
Мчатся в тундру поезда.
Прячет поле аэродромы,
Я люблю тебя всегда.
Для передачи образов песен лирических, раскрытие сложных противоречий любви певец нашел такие щедрые краски своего голоса, такую эмоциональную палитру, что эти песни воспринимаются как странички личной биографии маэстро. В чем есть и доля правды, косающая и неповторимого артиста.
Валерий Ободзинский был Великим Орфеем нашего века. Он учил нас любить, грустить, радоваться жизни, быть счастливым и петь.
Не грусти о том,
Что осень пришла в наш дом.
И, что за окном льют дожди.
Что ещё одна весна
К нам вернётся только в снах.
Не грусти, не надо, не грусти.
Настоящая любовь
Вечно греет нам сердца.
Не стареет никогда, никогда.
Ей разлуки не страшны,
Обещания не нужны,
Потому она всегда молода!
Он был истинно русским Народным артистом. Такого талантливого человека история нам дарит только один раз в 100 лет. Его песни о любви вечны, как и сама любовь!
Мы сердечно благодарны великому маэстро Валерию Ободзинскому, что он оставил нам своё наследие – песни, которые живее всех живых. И на все времена!!!
Для тех, кто будет утро голосами,
Кто видит мир влюблёнными глазами,
Для тех, кто обойти готов полсвета
Любимых, повторяя имена.
Три месяца лета,
Три месяца осень,
Три месяца зима,
И вечная весна!
Юрий Рындин
12 февраля 2006 год