Слушаем современный норвежский джаз
Лана, с благодарностью и наилучшими
пожеланиями посвящаю Вам этот релиз
Может ли музыка быть невесомо-лёгкой и в то же время поражать слушателя своей глубиной, играть как холодный северный ветер и в то же время заставить задуматься над сущностью вещей, окружающих нас? И много ли найдётся сегодня мастеров, способных увлечь и по-настоящему ошеломить слушателя своей игрой?
Одним из самых светлых и жизнеутверждающих изобретений человечества в ХХ веке стал джаз. Сегодня эта музыка предстала перед нами во всём многообразии стилей и направлений. А одной из самых успешных и многообещающих лабораторий джазовой музыки стала современная Норвегия.
Сегодня только ленивый не слышал музыку норвежского джазмена Яна Гарбарека… Его джаз в буквальном смысле воплотил в себе победу разума, духа и воображения над твердью холодных норвежских скал и восторжествовал над серой обыденностью современного мира. Эта музыка станет надёжной поддержкой каждому, кто хочет остаться самим собой и в тоже время расти и взрослеть, всем, кто намерен спокойно, легко и с достоинством идти по жизни…
Интересные факты и фрагменты интервью с музыкантом инсайд. Welcome!
Исполнитель: Jan Garbarek
Альбом: «Visible World»
Год выхода: 1996
Жанр: Jazz, New Age
Качество: Lossless
Формат: FLAC (Tracks + CUE + LOG )
Вес: ≈ 400 Мб
Залито: IFolder
Ян Гарбарек (Jan Garbarek)
Ян Гарбарек родился в Норвегии 4 марта 1947 года и уже в 14-летнем возрасте впервые услышал по радио игру величайшего саксофониста 50-60-х годов - Джона Колтрейна. Он был заворожен. Первым делом он купил самоучитель игры на саксофоне - так что, еще не имея собственно инструмента, уже знал позиции пальцев при игре.
Интересные факты и фрагменты интервью с Яном Гарбареком:...
Саксофонист Гарбарек, норвежский поляк с мировым именем - его называли бы "суперзвездой", если б только он когда-нибудь пожелал покататься на карусели шоу-бизнеса (а не дождетесь!).
Разговор происходит на четвертом этаже рижского "Hotel de Rome", в "Prince Jazz Club", сразу после концерта в Большой гильдии. Затянувшийся ужин с латвийским министром культуры и какими-то еще северными послами закончен. Гарбарек сидит за чисто убранным столом и говорит тихим голосом. Время действия - час ночи.
Тенор-саксофон Колтрейна - первый звук, всерьез затянувший меня в музыку. Теперь это уже и мой основной инструмент, хотя отдельные концерты я играю исключительно на маленьком "сопрано". Такой инструмент, как мой, я больше нигде не встречал, к тому же завод, на котором он был изготовлен, давно ликвидирован. Однажды этот саксофон украли. Прямо со сцены, во время концерта. А спустя три месяца он каким-то чудом ко мне вернулся. Так и дух музыки Колтрейна - как бы всегда со мной, часть меня самого.
Надо понимать, что такое был дух Колтрейна для уткнувшегося в радио 14-летнего Гарбарека, если по окончании одного такого "спиритического сеанса" Ян бросился в ближайший книжный за самоучителем игры на саксофоне и принялся разучивать пальцовку "по бумажке". ("Когда я наконец раздобыл инструмент, я оказался абсолютно к нему готов. Я был очень, очень старательным мальчиком".)
И надо понимать, кто такой был Джон Колтрейн, перевернувший историю джаза того времени, как рука переворачивает страницу: если музыка гения "альта" Чарли Паркера могла быть (и была) музыкой Ститта, Маклина или Эрни Генри, а музыка "тенора" Лестера Янга стала музыкой, скажем, Поля Куонишетта, то Колтрейн, который поставил джаз вне каких бы то ни было стилистических ограничений - это всегда только Колтрейн и никто больше.
Гарбарек уловил и до сих пор держится того главного, что Колтрейн однажды открыл для нового джаза: не музыка является носителем чувства, а человек.
Ливерпульские "Битлы" еще вовсю заслушивались Чаком Берри, когда Гарбарек (вслед за Колтрейном, конечно же) интересовался Рави Шанкаром и индийской музыкой вообще. В шестнадцать-то лет. А три года спустя, в 1966-м, Яну удалось поджемовать с самим Доном Черри - отцом-объединителем фри-джаза с традициями мирового фольклора.
Прочувствовав гештальт, молодой Гарбарек, и без того скептически косившийся на вяло эротирующий свинг и простоту блюзового мазохизма, окончательно от всего этого мелководья отвернулся и погрузился в пучину логических абстракций и ненормативных джазовых конструкций, поверяя, так сказать, внутреннюю гармонию внешней алгеброй.
Через 30 лет, сидя на четвертом этаже "de Rome", он убежденно заявил о несомненной схожести норвежской народной музыки с музыкой ориентальной, восточной.
Разумеется, корни любого джаза - американские. Но мне кажется, что в последнее десятилетие джаз движется, все больше вбирая в себя разнородные элементы этнической музыки - вплоть до жанров целиком. Таким образом рождается принципиально новая, мультикультурная музыка. И она сейчас интересует меня больше всего, я считаю, что принадлежу этому течению.
В конце 60-х подюсер Манфред Айхер вплотную приступил к формированию уникальной звукозаписывающей структуры - "ECM Records". Получилось что-то вроде гостеприимной гавани для нестандартно мыслящих музыкантов со всего света. Гарбарек тоже пришелся ко двору, и уже в 1970 г. записанный на "ECM" альбом "Afric Pepperbird" вынес саксофониста за скобки норвежской местечковости, сделав ему прямо-таки международное паблисити. (Норвегию на музыкальной карте мира тогда представляла т.н. "Большая четверка": Гарбарек, Терье Рипдал, Арильд Андерсен и Йон Кристенсен.)
В общем, Гарбареком прониклись, его начали узнавать и признавать другие именитые музыканты-композиторы, ему предлагали поучаствовать в записях, - дошло до того, что концертная премьера альбома "Arbour Zena" (Джаретт, Хэден, Гарбарек и струнный оркестр) прошла на сцене нью-йоркского Карнеги-холла.
Вы записывали альбомы вместе с Кейтом Джареттом, Ральфом Таунером и "Махариши" Джоном Маклафлином. С "The Hilliard Ensemble", чехом Мирославом Витушем и индийцем Шанкаром. С тунисскими виртуозами Анваром Брагимом и Шавкатом Хуссейном. С гречанкой Елени Караиндру, саамской певицей Мари Бойне и многими другими. Который из проектов показался вам особенно интересным?
Ваши выступления с традиционным составом квартета, как здесь, - не означают ли они возврат от идей этноджаза к джазовой традиции или даже джаз-року?
Кто же знает свое будущее? Я могу попасть в какую угодно среду. Но в любые обстоятельства я все равно привнесу нечто свое -- и результат будет зависеть от совместимости предложенного мне музыкального материала с тем, что я захочу делать в тот момент. Хотя играть традиционный джаз я явно не стану.
Что будет дальше?
То же, что и прежде: раз в 1-2 года буду создавать альбом, ездить в турне - правда, хотелось бы пореже. Очень уж отвлекает от осмысления сделанного и того, что еще предстоит сделать - собственно, от сочинения новой музыки. Все-таки трудно сбалансировать время, у меня ведь помимо музыкальных дел еще и семья есть.
А дети? Вы хотели бы видеть их музыкантами?
У меня дочь, и она уже музыкант. (Смеется.)
На чем она играет?
Она поет и сочиняет рок- и поп-музыку. Ей сейчас 25.
Ваша любимая аудитория?
Та, которая здесь.
В записи скольких альбомов вы ежегодно участвуете? В среднем?
В прошлом году не было ни одной. Максимум - 7-8 записей.
А сколько их было за всю жизнь?
Понятия не имею, не считал. Альбомов должно быть под 60 - 48 официальных за четверть века работы на "ECM", да еще ранних, неизданных и саундтреков наберется с десяток. Они все очень разные, но как бы параллельны один другому: с их помощью саксофонист Гарбарек скачками продвигается к горизонту имени себя…
Трек-лист:
1. Red Wind 3:52
2. The Creek 4:30
3. The Survivor 4:46
4. The Healing Smoke 7:13
5. Visible World 4:07
6. Desolate Mountains I 6:46
7. Desolate Mountains II 6:02
8. Visible World 4:32
9. Giulietta 3:45
10. Desolate Mountains III 1:28
11. Pygmy Lullaby 6:12
12. The Quest 2:58
13. The Arrow 4:21
14. The Scythe 1:48
15. Evening Land 12:29
Состав:
Jan Garbarek - soprano and tenor saxophones, electronic keyboards, percussion, Meraaker clarinet
Rainer Bruninghaus - piano, synthesizer
Trilok Gurtu - tabla
Eberhard Weber - bass
Mari Boine - vocals
Manu Katche - drums
Marilyn Mazur - percussion, drums, shaker
Внимание! У Вас нет прав для просмотра скрытого текста.
Друзья, всем, кто скачал и прослушал альбом, просьба оставить пару слов в качестве отзыва. Данный исполнитель заслуживает внимания, с моей точки зрения, но ваши комментарии важны для того чтобы понять, интересен-ли он вам, и стоит-ли выкладывать альбомы данного исполнителя в дальнейшем.